97. Расположите приведенные цитаты в хронологической последовательности (начиная с представляющих более раннюю стадию познания литературы):
1 Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен, // У вас пусть будет он отважен, благороден, // Но все ж без слабостей он никому не мил… // Он плачет от обид – нелишняя подробность, // Чтоб мы поверили в его правдоподобность…
2 Какое поэтическое содержание и какие пластические, благоуханные, грациозные образы! Одного такого стихотворения вполне достаточно, чтоб признать в авторе замечательное (. дарование
3 Песням прекрасным своим обучили они Гесиода // В те времена, как овец под священным он пас Геликоном. // Прежде всего обратились ко мне со словами такими // Дщери великого Зевса-царя, олимпийские Музы…
4 Читатель интуитивно отличает «главных» изображенных лиц от второстепенных: по степени участия в сюжете, близости их автору или авторской заинтересованности
98. Расположите слои художественного времени от глубинных (связанных с универсальной семантикой произведения) к поверхностным:
1 природное время
2 мифологическое время
3 социально-бытовое время
4 историческое время
99. Расположите формы адресата литературного текста в хронологической последовательности, от исторически наиболее ранней к наиболее поздней:
1 жанровый адресат
2 синкретизм творца и адресата
3 читатель-сотворец
4 читатель – адресат уникального авторского высказывания
100. Регистрацией, учетом и классификацией рукописной и печатной продукции занимается такая вспомогательная дисциплина, как …
101. С точки зрения формалистов, авторское перераспределение естественного порядка событий в произведении – это …
*прием
*форма
*материал
*содержание
102. С точки зрения формалистов, совокупность событий в их взаимной внутренней связи – это …
103. Свойство литературы, как предмета литературоведения, о котором свидетельствуют слова Ф. Ницше «Бросающиеся на Гомера филологи думают, что можно взять силою. Древность говорит с нами, когда ей это угодно, а не тогда, когда это нам угодно», – это …
*двусмысленность
*архаичность
*интерсубъективность
*поэтичность
104. Слово «литературоведение» пришло в русский язык (посредством калькирования) из … языка
105. Смыл как предмет понимания, по М.М. Бахтину, имеет …
*выразительность
*ответный характер
*возвышенный характер
*сокровенность
106. Смысл художественного произведения выражается …
*отдельными аспектами художественного мира
*целостным образом художественного мира
*художественными символами
*напрямую словами автора
107. Смысл художественного произведения выражен …
*отдельными аспектами художественного мира
*целостным образом художественного мира
*художественными символами
*напрямую словами автора
108. Смысл, соотнесенный с позициями персонажей произведения, – это … смысл
*целостный и завершенный
* возвышенный
*искаженный
*частно-жизненный
109. Согласно немецкому философу А.Г. Баумгартену, литературное произведение – это …
110. Социология литературы изучает взгляды и ценностные установки …
*эксплицитного читателя
*имплицитного читателя
*реального читателя
*автора-творца
111. Специфику смысла художественного произведения определяет такое качество, как …
*многообразие
*завершенность
*зашифрованность
*субъективность
112. Строки переживаются читателем как «равнозначные и равнодлительные» (М.И. Шапир) в такой форме художественной речи, как …
113. Структуре комического произведения соответствует …читатель
114. Структуре сентиментального произведения соответствует…читатель
115. Сюжет испытания в литературном произведении восходит к архаическому обряду…
116.Такие качества литературного произведения, как …, определяют специфический к нему подход в науке (укажите 2 варианта ответа)
*уникальность
* письменная форма
*поэтическая форма
*возвышенность
*интерсубъективность
*сложность
117. Такие произведения, как …, дают примеры кумулятивной сюжетной схемы (укажите 2 варианта ответа)
*«Детство»
*«Смерть Ивана Ильича» Л.Н. Толстого
*«Теремок» народная сказка
*«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина
*«Божественная комедия» Данте Алигьери
*«Репка» народная сказка
118. Такие произведения, как …, дают примеры развивающегося характера (укажите 3 варианта ответа)
*«Война и мир» Л.Н. Толстого
*«Мёртвые души» Н.В. Гоголя
* «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
*«Дон Кихот» М. де Сервантеса
*«Божественная комедия» Данте Алигьери
*«Евгений Онегин» А.С. Пушкина
119. Такое направление (школа) в литературоведении ХХ в., как …, выдвигает на первый план исследование позиции читателя
*структурализм
*рецептивная эстетика
*постструктурализм
*герменевтика
120. Такое направление литературоведения ХХ в., как …, рассматривает произведение как выражение авторского бессознательного
*рецептивная эстетика
*психоаналитическое литературоведение
*постструктурализм
*новый историзм
121. Текст «под углом зрения его истории», генезис текста произведения рассматривает такая вспомогательная филологическая дисциплина, как …
122. Тип времени, который преобладает в жанре идиллии, – это … время
*историческое
*социальное
*авантюрное
*мифологическое
123. Тип романа, получивший распространение в литературе немецкого Просвещения, содержанием которого является психологическое, нравственное и социальное формирование, становление личности главного героя, – это …
124. Установите соответствие между литературоведческими понятиями и их определениями:
A. Мотив
B. Сюжет
C. Ситуация сюжетная
D. Фабула
E. последовательность событий в их естественной, хронологической и причинно-следственной связи
F. последовательность событий в их художественно обусловленной связи
G. временное равновесие противоположных сил, действующих как в изображенном мире, так и в герое и определяющих развитие сюжета
H. обобщенная форма семантически подобных событий, воспроизводимых в одном или разных произведениях литературы и фольклора
125. Установите соответствие между литературоведческими понятиями и их определениями:
A. Эксплицитный читатель
B. Имплицитный читатель
C. Реальный читатель
D. Литературный критик
E. лицо, высказывающее (как правило, в письменной публицистической форме) суждения о литературном произведении, дающее ему оценку как в целом, так и в частных моментах
F. образ адресата литературного произведения, упоминающийся в самом художественном тексте и, как правило, соотнесенный с «образом автора»
G. «структура адресованности» литературного произведения, его идеальный адресат, чьи особенности зафиксированы самой формой художественного произведения
H. лицо, как и биографический автор, относящееся к жизненной действительности и выступающее адресатом (реципиентом) текста литературного произведения
126. Установите соответствие между литературоведческими понятиями и их характеристиками:
A. Архитектоническая форма
B. Символ
C. Композиционная форма
D. Аллегория
E. эстетическая организация содержания, художественных ценностей в литературном произведении
F. образ, указывающий на строго определенное, устоявшееся в культуре содержание
G. организация словесного материала в литературном произведении
H. «знак, наделенный всей органичностью мифа и неисчерпаемой многозначностью образа», его смысл слит с образом, но ему не тождественен
127. Установите соответствие между литературоведческими понятиями и определениями?
A. Автор-творец
B. «Образ автора»
C. Биографический автор
D. Авторская маска
E. реальное или легендарное, зафиксированное традицией лицо (или лица), которое является создателем текста литературного произведения
F. носитель концепции целого литературного произведения, чья ценностно-смысловая позиция воплощена в форме художественного целого произведения
G. специальный тип литературного псевдонима, посредством которого текст произведения (или тексты произведений) приписываются вымышленному автору, зачастую наделенному вымышленной биографией
H. лицо, относящееся к миру персонажей произведения, но при этом позиционирующее себя как его автор и (часто) наделенное некоторыми биографическими чертами реального создателя текста произведения
128. CУстановите соответствие между направлениями литературоведения и их теоретическими положениями:
A. Рецептивная эстетика
B. Формализм
C. Постструктурализм
D. Структурализм
E. эстетическая ценность литературы определяется различием, которое существует между горизонтом ожидания произведения и горизонтом ожидания читателя
F. «искусство может быть описано как некоторый вторичный язык, а произведение искусства – как текст на этом языке»
G. «материал» реальной действительности в литературном произведении «остранен», выведен из состояния автоматизма
H. «отпечаток автора на произведении сводится к обозначению его отсутствия; в игре литературного творчества автор выступает в роли мертвеца»
129. Установите соответствие между понятием и направлением литературоведения:
A.Ересь парафразы
B.Смерть автора
C.Горизонт ожидания
D.Остранение
E. формализм
F. рецептивная эстетика
G.постструктурализм
H.новая критика
130. Установите соответствие между произведением и персонажем – типом:
A.«Горе от ума» А.С. Грибоедова
B.«Отцы и дети» И. С. Тургенева
C.«Война и мир» Л.Н. Толстого
D.«Шинель» Н.В. Гоголя
E. Адольф Карлович Берг
F.Репетилов
G. Акакий Акакиевич Башмачкин
H. Евдоксия Никитишна Кукшина
131. Установите соответствие между произведением и цитатой, содержащей характеристики художественного пространства:
A.«Тарас Бульба» Н.В. Гоголя
B.«Евгений Онегин» А.С. Пушкина
C.«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина
D.«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
E. Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели (…)
F.Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный! ему нет равной реки в мире. Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает – ичеловек, и зверь, и птица (…)
G. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру (…)
H. Почтенный замок был построен, // Как замки строиться должны: // Отменно прочен и спокоен // Во вкусе умной старины
132. Установите соответствие между типом стиха и произведением:
A.Вольный стих
B.Свободный стих
C.Белый стих
D.Акцентный стих
E.«Басни» И.А. Крылова
F.«Хорошо» В. Маяковского
G.«На перекрестке…» А. Блока
H. «Каменный гость» А.С. Пушкина
133. Установите соответствие между типом стихотворного размера и произведением:
A.Ямб
B.Хорей
C.Дактиль
D.Анапест
E.«Огородник» Н.А. Некрасова
F. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
G.«Бесы» А.С. Пушкина
H.«Тучи» М.Ю. Лермонтова
134. Установите соответствие между формой субъектности и фрагментом из произведения:
A.Повествователь
B.Образ автора
C.Рассказчик
D.Сказовая форма повествования
E. «"Странная любовь!" – думал я и, пока закипала вода, стоял, смотрел в окна. В комнате пахло цветами, и она соединялась для меня с их запахом; за одним окном низко лежала вдали огромная картина заречной снежно-сизой Москвы»
F. «В департаменте... но лучше не называть, в каком департаменте. Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий»
G. «В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов»
H. «Начиная жизнеописание героя моего, Алексея Федоровича Карамазова, нахожусь в некотором недоумении. А именно: хотя я и называю Алексея Федоровича моим героем, но, однако, сам знаю, что человек он отнюдь не великий (...)»
135. Установите соответствие между формой художественной речи фрагментом произведения:
A.Свободный стих
B.Рифмованная проза
C.Вольный стих
D.Белый стих
E.Ужасное злодейство! Слушай, верно // Губителя раскаянье тревожит: // Конечно, кровь невинного младенца // Ему ступить мешает на престол
F. В детстве я обожал калейдоскоп: скоп колотых стеклышек. Нравилось встряхивать и смотреть – особенно в скуку кори и коклюша. Калейдоскоп – колодца глубокое дно, конец удивительного коридора, цветное окно готического собора...
G. По улицам Слона водили, // Как видно, напоказ // Известно, что Слоны в диковинку у нас // Так за Слоном толпы зевак ходили
H. Она пришла с мороза, // Раскрасневшаяся, // Наполнила комнату // Ароматом воздуха и духов, // Звонким голосом // И совсем неуважительной к занятиям // Болтовней
136. Установите соответствие отраслей литературоведения и соответствующих им цитат:
A.Теория литературы
B.История литературы
C.Литературная критика
D. В «Рудине» и «Асе» использованы прямо противоположные способы освещения событий – объективное повествование и рассказ от лица персонажа; зато сюжетные структуры произведений поразительно схожи; В организации художественного текста ведущая роль принадлежит двум риторическим стратегиям высказывания: патетике и иронии;
E.Первый этап развития французской литературы связан с началом процесса укрепления абсолютизма после периода религиозных войн конца XVI в., это также и время формирования классицизма во французской поэзии; И в Древнем Риме, и в средневековой Европе поэмы Гомера воспринимались как образцы классического искусства, эпоса, запечатлевшего с наибольшей полнотой жизнь народа;
F. Мы нисколько не берем на себя важного труда отдать отчет в этом новом великом произведении Гоголя, уже ставшего высоко предыдущими созданиями; мы считаем нужным сказать несколько слов, чтобы указать на точку зрения, с какой, нам кажется, надобно смотреть на его поэму; Итак, оправдывает ли наша словесность последнее определение литературы, приведенное мною? Чтобы решить этот вопрос, бросим беглый взгляд на ход нашей литературы от Ломоносова, первого ее гения, до г-на Кукольника, последнего ее гения;
137. Установите соответствие отрасли литературоведения и решаемых ею задач:
A.Теоретическая поэтика
B.Историческая поэтика
C.История литературы
D. выделение литературного произведения как явления искусства из других произведений письменности посредством ответа на вопрос о его природе как художественного целого; выявление основных аспектов и элементов художественной структуры, а также их функций; определение типов произведений;
E. описание основных «художественных языков», существующих на разных этапах истории словесного искусства; изучение процессов и установление закономерностей литературного творчества;
F. изучение генезиса и особенностей поэтики определённого литературного направления (течения, школы); изучение творческого пути и поэтики того или иного автора;
138.Установите хронологическую последовательность введения понятий в научный оборот:
1 вкус
2 хронотоп
3 мимесис
4 смерть автора
139. Установите хронологическую последовательность введения понятий в обиход науки о литературе (от тех, что появились раньше, к появившимся позднее):
1 персонаж
2 пафос
3 хронотоп
4 возвышенное
140. Установите хронологическую последовательность взглядов на сущность искусства:
1 искусство – «воплотившаяся фантазия»
2 искусство – выражение бессознательного
3 искусство – особая знаковая система
4 искусство – продукт дискурсивных и институциональных практик
5 искусство – подражание природе
141. Установите хронологическую последовательность утверждения различных жанров произведений с элементами циклического сюжета:
1 авантюрно-любовный роман
2 волшебная сказка
3 детектив
4 эпопея
142. Установкой на устную речь, которая выражается в соответствующих особенностях интонации, синтаксиса, лексики, характеризуется такая форма повествования, как «…»
143. Фамилия автора работы «Поэтика композиции» – …
144. Фамилия литературоведа, автора книги «Ритм художественной прозы» – …
145. Фигура читателя литературного произведения оказывается в центре внимания такой литературоведческой школы, как …
146. Фонетически организованная проза с ощутимой для слуха закономерностью чередования тех или иных звуковых элементов – это … проза
147. Холмс и профессор Мориарти в рассказах Артура Конан-Дойла – это …
*помощники
*конкуренты
*антагонисты
*рассказчики
148. Художественный образ от обычных речевых образов – тропов отличает способность … смысл целого
149. Художественный образ от обычных речевых образов-тропов отличает способность репрезентировать смысл …
150. Художественный смысл произведения доступен пониманию … произведения
*только автора
* автора и читателей
*персонажей
*только читателей
151. Художественный текст, лишенный внутреннего ритма, но распадающийся на отрезки, завершаемые рифмами, – это …
*ритмическая проза
*стихотворение в прозе
*рифмованная проза
*белый стих
152. Элементы кумулятивного типа сюжета характерны для такого произведения, как …
*«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
*«Война и мир» Л.Н. Толстого
*«Годы учения Вильгельма Мейстера» И.В. Гёте
*«Ожерелье» Ги де Мопассана