92. Установите соответствие между видом речевой деятельности и его характеристикой:
A. Аудирование
B. Говорение
C. Чтение
D. Письмо
E. процесс слушания и понимания звучащей речи
F. звуковое высказывание
G. пассивная форма речи
H. выражение мысли в графическом коде
93. Установите соответствие между методом обучения грамоте и ученым, внесшим максимальный вклад в его продвижении:
A. Ж.-Ж. Жакото, В.А. Золотов
B. Г. Стефани, Н.А. Корф
C. И. Федоров, С. Полоцкий, К. Истомин
D. Звуковой метод
E. Звуковой синтетический метод
F. Буквослогательный метод
94. Установите соответствие между методом обучения и его задачей:
A. Языковой разбор
B. Конструирование
C. Наблюдение
D. анализ конкретных языковых явлений
E. целенаправленное, планомерное восприятие языковых явлений, фактов
F. самостоятельная работа учащихся по составлению заданных языковых
95. Установите соответствие между навыками (умениями) и их характеристикой:
A. Специальные умения
B. Общеучебные умения
C. Интеллектуальные умения
D. фонетические – умение вычленять звуки из потока речи, морфологические – умение определять принадлежность слова к той или иной части речи
E. умение воспринимать текст, воспроизводить и создавать речевое произведение, умение озаглавить текст, разделить его на части
F. умения сравнивать, обобщать, группировать, классифицировать, анализировать
96. Установите соответствие между типом восприятия и способом его развития:зу
A. Зрительное восприятие
B. Слуховое восприятие
C. Рукодвигательное восприятие
D. при выполнении письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма
E. при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек
F. при письменном выполнении всех упражнений
97. Установите соответствия между группами письменных упражнений по развитию речи и их видами:
A. Репродуктивные упражнения
B. Репродуктивно-оценочные упражнения
C. Сочинения разных жанров
D. изложение подробное, сжатое, выборочное, с заменой лица рассказчика, осложненное грамматическими заданиями
E. изложение с элементами сочинения, т.е. включающее в себя собственные аналитические размышления над текстом типа небольших комментариев
F. сочинение-миниатюра, сочинение по пословице, загадке, по личным наблюдениям, сочинение по картине
98. Установите соответствия между методами обучения грамоте и их содержанием:
A. Буквослагательный метод
B. Слоговой метод
C. Звуковой аналитический метод
D. Звуковой аналитико-синтетический метод
E. сначала дети в алфавитном порядке заучивали наизусть буквы, повторяя за учителем их длинные названия, затем приступали к заучиваю слогов, после чего приступали к чтению слов
F. заучив короткие названия букв, ученики переходили к чтению слогов без называния букв: учитель показывал и называл слог, а ученики повторяли за ним
G. обучение начиналось с целого предложения, потом слова делили на слоги, в слогах выделяли звуки и учили названия букв
H. обучение первоначальному чтению опиралось на речевой опыт ребенка: анализу повергались слова и предложения из повседневной жизни, затем выделялись и сравнивались звуки, произносились и записывались слова
99. Установите соответствия между принципами русской орфографии и основанными на них орфографическими правилами:
A. Морфологический принцип
B. Фонетический принцип
C. Традиционный принцип
D. Дифференцирующий принцип
E. оглушение звонких согласных на конце слова и перед глухим согласным (хлеб, снег, год)
F. написание ы вместо и в корнях, начинающихся с и, после приставок (исторический – предысторический, искать – разыскивать)
G. чередование корней (корни лож – лаг, кос – кас, клон – клан, рос – раст)
H. написание слов-омофонов: плач (существительное) – плачь (глагол)
100. Установите соответствия между типами синтаксических упражнений и их разновидностями:
A. Упражнения на основе образца
B. Конструктивные упражнения
C. Творческие упражнения
D. составление словосочетаний по предложенной модели
E. составление схем предложений
F. сочинение по картине
101. Установите соответствия между этапами подготовки и проведения урока русского языка и их содержанием:
A. первый этап
B. второй этап
C. третий этап
D. четвертый этап
E. осознание цели, задач урока и ориентировка в условиях методической деятельности
F. составление плана урока
G. реализация на практике намеченного плана (проведение урока)
H. итоговая самооценка урока
102. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) – это совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими …
103. Фонематический принцип учитывает на письме звуковую единицу языка – …
104. Фонетика составляет основной материал … класса; в последующих классах материал углубляется, усложняются примеры, закрепляются практические умения
105. Формирование … навыка рассматривается через осознанное действие, которое сначала основывается на сознательном применении определенных правил и лишь затем в процессе упражнений подвергается автоматизации
* орфографического
* графического
* фонетического
* пунктуационного
106. Формирование орфографического навыка рассматривается через осознанное орфографическое действие, которое сначала основывается на сознательном применении определенных правил и лишь затем в процессе упражнений подвергается …
107. Цель … упражнений – продемонстрировать учащимся образцы употребления слов в речи
108. Язык – это …, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации
* система знаков
* речь
* коммуникативная категория
* графическая система
109. «В русском языке, – писал Л.В. Щерба, – можно приводить сотнями слова, которые различаются друг от друга только ударением. О какой важнейшей функции русского ударения писал русский лингвист?
*О смыслоразличительной функции, так как русское ударение помогает правильно понять смысл слов-омографов.
*О нормативной функции, так как русское ударение является показателем грамотности говорящего.
*О словоизменительной функции, так как русское ударение помогает поставить слово в нужную грамматическую форму.
110. В начальной школе широко используются задания на восстановление предложений из разрозненных слов (или «деформированного текста»). Например, все слова даны в начальной форме: «ветер», «гулять», «подгонять», «и», «кораблик», «море», «по». Выполняя это упражнение, школьники должны по данным разрозненным словам и наименованию темы восстановить смысл, содержание предложений, затем расположить слова в нужном порядке и связать их союзами, предлогами, окончаниями. К какому типу относится данное упражнение?
*Упражнение на основе образца, так как оно не предполагает высокой степени самостоятельности выполнения, подразумевает наличие одного верного результата.
*Конструктивное упражнение, так как оно направлено на практическое усвоение четких, правильно построенных синтаксических конструкций, также направлено на наблюдение, слушание и чтение предложений, предполагает наличие одного верного результата.
*Творческое упражнение, так как оно не имеет образца выполнения, объектом для наблюдения служит текст, упражнение направлено на развитие речи, не предполагает одного верного результата.
111. В одном из орфографических упражнений приведены следующие пары слов: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожег (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орел (птица) и Орел (город).Какой принцип русской орфографии помогает разграничивать данные пары слов и выбирать правильный вариант написания?
*Морфологический принцип, так как данные пары слов иллюстрируют единообразное написание морфем независимо от фонетических изменений слов или их форм.
*Дифференцирующий принцип, так как данные пары слов иллюстрируют разные написания слов, фонетически совпадающих и являющихся омофонами.
*Фонетический принцип, так как написания этих слов полностью соответствуют звуковому составу произносимых слов.
*Традиционный принцип, так как данные слова пишутся так, как их писали раньше, то есть традиционно, исторически.
112. В упражнении по теме «Синтаксис» учащимся дается тема для составления предложений («Составить предложения о нашей речке в ясный, солнечный день», «Составить предложения о зимнем лесе»).К какому типу относится данное упражнение?
*Упражнение на основе образца, так как оно не предполагает высокой степени самостоятельности выполнения, подразумевает наличие одного верного результата.
*Конструктивное упражнение, так как оно направлено на практическое усвоение четких, правильно построенных синтаксических конструкций, направлено на наблюдение, слушание и чтение предложений, предполагает наличие одного верного результата.
*Творческое упражнение, так как оно не имеет образца выполнения, направлено на развитие речи, не предполагает одного верного результата.
113. Для безударных гласных в корне действует правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной. Если гласная находится в сильной позиции (под ударением), то ее хорошо слышно, понятно, какую букву нужно писать. Если же она находится в слабой позиции (без ударения), то необходимо использовать правило. Например: глаза глаз, частота частый, накалить накал. Какому принципу русской орфографии соответствует данное орфографическое правило?
*Морфологическому принципу, так как правило регулирует единообразное написание морфем независимо от фонетических изменений, которые могут происходить при образовании родственных слов или форм слова.
*Дифференцирующему принципу (смысловому), так как правило регулирует написание двух слов, фонетически совпадающих и являющихся омофонами.
*Фонетическому принципу, так как данные написания полностью соответствуют звуковому составу произносимых слов.
*Традиционному принципу, так как данные слова пишутся так, как их писали раньше, те традиционно, исторически.
114. Изучение фонетики и графики во времени совмещают с обучением грамоте, то есть с работой по букварю. В этот период уроки объединяют звук и его букву, то есть фонетика и графика объединяются в одном уроке. Но в дальнейшем в курсе языка встречаются темы фонетико-графического содержания, связанные с правописанием и культурой речи. О каких темах говорится в данном тексте?
*«Правописание чередующихся гласных в корне слова», «Правописание приставок на З-С». Эти фонетико-графические темы изучаются в младших классах и наглядно демонстрируют связь между фонетикой и графикой.
*«Заглавная буква в написании имен собственных», «Слитное и дефисное написание наречий». Эти фонетико-графические темы изучаются в младших классах и помогают детям понять разницу между произношением и написанием.
*«Сочетания жи-ши», «Разделительный Ь», «Употребление ъ в середине слова». Эти фонетико-графические темы изучаются в младших классах и органично вливаются в грамматический материал.
115. Ниже приведен пример урока по развитию речи в 3 классе: Прослушайте текст. Составьте план текста, выпишите ключевые слова. Напишите подробное изложение по тексту. Как медведь сам себя напугал Вошел медведь в лес. Затрещали под тяжелой лапой веточки. Испугалась белка на елке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов ее выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси и пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он себя напугал. (По Н. Сладкову)К какому типу упражнений по развитию письменной речи относится приведенное упражнение?
*К типу репродуктивных упражнений, так как оно предполагает подробное изложение по готовому авторскому тексту, не предполагает элементов сочинения.
*К репродуктивно-оценочному типу упражнений, так как это изложение с элементами сочинения, те включает в себя собственные аналитические размышления над текстом и элементы творчества.
*К типу сочинений разных жанров, так как предполагает творческую работу по написанию сочинения-миниатюры по предложенному литературному тексту.
116. Ниже приведет пример письменной работы по развитию речи ученика 4 класса: «Сегодня я познакомился с картиной великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу», на которой изображен зимний лес. Шишкин знаменит своим невероятным талантом изображения пейзажей на холсте. Одним из самых известных творений художника является эта картина. Лес на картине «впал в спячку» на долгую, холодную зиму. Некоторые деревья покрыты инеем, повалены друг на друга. Кажется, будто мы стоим на краю леса. Еще чуть-чуть, и мы выйдем из него в бескрайнее заснеженное поле. Еще можно заметить, что лес будто бы разделен на две части: слева светлая сказочная сторона леса, а справа темная и неизвестная. Картина выполнена в нескольких тусклых цветах: белый, черный и серый. Разбавляет эти краски чистое голубое небо на заднем плане, которое указывает нам на то, что описан дневной лес. Мне понравилась эта картина. Ее хочется рассматривать снова и снова, каждый раз замечая что-то новое, удивительное». К какому типу упражнений по развитию письменной речи относится приведенное задание?
*К типу репродуктивных упражнений, так как оно предполагает подробное изложение по готовому авторскому тексту, не предполагает элементов сочинения.
*К репродуктивно-оценочному типу упражнений, так как это изложение с элементами сочинения, те включает в себя собственные аналитические размышления над текстом и элементы творчества.
*К типу сочинений разных жанров, так как предполагает самостоятельную творческую работу без опоры на готовый текст.
117. Одним из важнейших аспектов создания и поддержания благоприятного психологического климата на уроке является психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Какому требованию к современному уроку русского языка (по Федеральному государственному образовательному стандарту, ФГОС) соответствует данное описание?
*Педагог должен стремиться к сотрудничеству с учениками и уметь направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
*Учитель должен создать условия для самореализации каждого ученика, свободного развития его способностей (…)
*Учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся, поэтому должен быть тактичным и доброжелательным по отношению к каждому ребенку.
118. Чтобы дети меньше уставали, на уроке применяется чередование различных форм учебно-познавательной деятельности: фронтальной, парной групповой, индивидуальной. Используются наглядные игровые формы, элементы театрализации. Индивидуальная дозировка объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее по времени достигаются благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Какому требованию к современному уроку русского языка (по Федеральному государственному образовательному стандарту, ФГОС) соответствует данное описание?
*На уроке должны осуществляться принципы время- и здоровьесбережения, поэтому чередование различных форм деятельности и индивидуальная дозировка объема нагрузки способствует развитию мыслительных процессов, памяти и одновременно является для детей отдыхом.
*Учащиеся на уроке должны проявлять максимум творчества и сотворчества, поэтому используются различные формы учебно-познавательной деятельности.
*Учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся, поэтому применяет фронтальные, парные, групповые, индивидуальные формы занятий.
119. Методы обучения в переводе с греческого означают
a.средства достижения цели обучения
b.пути, способы достижения цели обучения
c.механизмы обучения
120. Предмет «Русский язык» включает в себя:
a.развитие речи
b.изучение фонетики и морфологии
c.изучение системы языка
d.орфографию и синтаксис
121. Укажите вид творческих работ:
a.работа у доски
b.уборка класса
c.рассказ по данному сюжету
d.диалог
e.словарный диктант
122. Определите принцип обучения русскому языку в национальной школе
a.близорукость
b.доступность
c.чистоплотность
d.духовность
e.коллективизм
123. Творческая работа, требующая наивысшей самостоятельности школьника -
a.диктант
b.изложение
c.словесное рисование
d.контрольный диктант
e.сочинение
124. Общедидактическое требование к современному уроку русского языка:
a.занятия спортом
b.вооружение учащихся знаниями
c.любовь к животным
d.обучающие диктанты
e.проверка домашнего задания
125. К источникам пополнения словарного запаса учащихся не относится:
a.молодёжный сленг
b.СМИ
c.чтение книг
d.чтение газет
e.речь учителя
126. Чем должно сопровождаться чтение текстов:
a.контрольным диктантом
b.прямой речью
c.беседой
d.хлопаньем в ладоши
e.красивыми песнями
127. Принцип прочности знаний учащихся обеспечивается:
a.путевыми заметками
b.трудовым воспитанием
c.уважением к окружающим
d.душевностью
e.ясным пониманием нового материала
128. Тип урока, формирующий коммуникативную компетенцию учащихся:
a.урок-консультация
b.урок-повторение
c.урок-лекция
d.урок-экскурсия
e.урок-коммуникация
129. Слушание и говорение; чтение и письмо — это
a.виды темперамента
b.виды речевой деятельности
c.виды мышления
d.виды речи
130. Какие психолого-педагогические условия необходимо соблюдать при организации диалога:
a.не стереотипность характера
b.хорошее настроение
c.строгое наказание
d.свободный обмен мнениями
e.влияние голоса
131. Учебный план - это:
a.нормативный государственный документ, который определяет распределение учебной нагрузки учащихся по этапам обучения, устанавливает количество часов в неделю по данному предмету
b.использование разнообразных творческих работ, охватывающих различные аспекты здорового образа жизни (рефераты, тезисы, сообщения)
c.совокупность средств и приёмов организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивает активность учащихся в приобретении знаний
d.использование иллюстрированных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт
e.иллюстративный материал
132. Основной целью преподавания русского языка в национальной школе:
a.формирование коммуникативной компетенции
b.формирование языковой компетенции
c.чтение и письмо
d.формирование лингвистической компетенцииe.формирование грамматической компетенции
133. Сколько оценок выставляется за изложения и сочинения:
a.три
b.полторы
c.две
d.ни одной
e.одна
134. Организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка осуществляется на уровне:
a.языковое
b.лексическом
c.грамматическом
d.произносительном
e.словарном
135. Импровизированная, моментальная, ситуативная речь –
a.внутренняя речь
b.письменная речь
c.иноязычная речь
d.устная речь
e.внешняя речь
136. Выберите определение, соответствующее понятию «развитие речи»:
a.изучение системы языковых разделов
b.процесс овладения языковыми умениями и навыками
c.процесс формирования языковой компетенции
d.процесс формирования коммуникативной компетенции
e.процесс формирования лингвистической компетенции
137. К собственным ученическим словарям относятся:
a.орфографические
b.только алфавитные
c.постатейные и алфавитные
d.только тематические
e.постатейные, тематические и алфавитные
138. Продолжите утверждение, выбрав правильный ответ: «Методика синтаксиса изучает…»
a.рассмотрение звука в морфеме
b.формирование умений и навыков определения морфологических признаков слов
c.деление слова на слоги
d.процессы усвоения учащимися синтаксических понятий, различных типов словосочетаний и предложений
e.обучение правильному словоизменению