13. Работа организационного психолога, связанная с организацией труда, включает в себя …
* изучение условий труда, организации рабочих мест
*социально-психологическое обучение персонала и повышение квалификации сотрудников
*ускорение процессов адаптации работников в организации и взаимодействие руководителя с подчиненными
*контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление
14. Работа организационного психолога, связанная с организационным управлением и социальным планированием, включает в себя …
*анализ личности работника в системе организации (изучение отношения к труду, удовлетворенности трудом, мотивации и стимулирования труда, безопасности труда)
* профилактику и разрешение конфликтов
*профессиональную ориентацию и консультирование
*ускорение процессов адаптации работников в организации и взаимодействие руководителя с подчиненными
15. Работа организационного психолога, связанная с работой с персоналом, включает в себя …
*аттестацию должностей, включенных в штатное расписание (описание должностных обязанностей, составление профессиограмм, должностных инструкций)
*анализ личности работников в системе организации (изучение отношения к труду, удовлетворенности трудом, мотивации и стимулирования труда, безопасности труда)
*контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление
* оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей)
16. Работающий в организации психолог может занимать … позицию (укажите 2 варианта ответа)
* внешнюю
*руководящую
*линейную
* внутреннюю
17. Сопоставьте основные направления исследования трудовой деятельности с их характеристиками:
AПсихофизиологическое направление
B. Инженерно-психологическое направление
C. Организационно-психологическое направление
D. Профориентационное направление
E. изучение функциональных состояний в труде и внедрение приемов минимизации негативных последствий утомления, стресса, монотонии
F. разработка психологических принципов проектирования деятельности человека-оператора
G. разработка оптимальных режимов груда, нормирование рабочей нагрузки, оптимизация совместной деятельности
H. психологическое обеспечение профессионального обучения, профессионального отбора и аттестации сотрудников организаций
18. Сопоставьте понятия в области структуры трудовой деятельности с их наполнением:
A. Сознательно поставленные цели
B.Предметы труда
C.Средства труда
D.Используемые технологии
E. производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и многое другое
F. те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей
G. все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда
H. приемы и способы, применяемые в процессе производства
19. Специалист в какой-либо области, в определенной сфере, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса или при рассмотрении организационных ситуаций – это …
20. Целесообразная, формально материальная и нематериальная, орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества, – это …
21. Бюрократия, согласно Веберу, характеризуется … (укажите 2 варианта ответа)
*личностным характером
* высокой формализацией
*кадровыми решениями, основанными на целях организации
* дисциплиной
*отсутствием выраженной иерархии власти
22. В числе наиболее распространенных показателей продуктивности – … (укажите 2 варианта ответа)
*выполнение поставленных целей
* производительность труда
*изучение полученных результатов
*эффективность деятельности
* затраты на социальные нужды
23. В числе основных недостатков программно-целевых структур можно назвать … (укажите 3 варианта ответа)
* многоступенчатость в процессе принятия решений
* разноподчиненность исполнителей программы
*кооперацию различных подразделений для наилучшего достижения определенной цели
*способность быстрой перестройки под меняющиеся условия, под изменения проекта
* высокую ресурсоемкость
24. Главная идея научного управления – то, что для …
* каждого вида деятельности человека должно быть научное обоснование
*всех видов деятельности человека должно быть практическое обоснование
*всех видов деятельности человека недостаточно только теоретического обоснования
25. Главная цель предприятия и частные цели, достижение которых в комплексе приводит к достижению главной цели предприятия, – это … целей предприятия
26. К основным функциям администрации следует отнести … (укажите 3 варианта ответа)
* планирование
*мониторинг
* контроль
*делегирование
* организацию
27. К принципам конечного результата относят … (укажите 3 варианта ответа)
* порядок
* инициативу
*подчинение главному интересу
*цель
* стабильность
28. К структурным принципам относят … (укажите 2 варианта ответа)
*дисциплину
*единство команд
*инициативу
* разделение труда
* единство цели и руководства
29. Механическое перенесение чисто экономических методов управления параметрами социальной системы без учета социально-психологических характеристик человеческого фактора – это основной принцип … подхода
30. Неверно, что к причинам недостатков программно-целевых структур можно отнести … (укажите 2 варианта ответа)
*недостаточное делегирование полномочий нижестоящим уровням
* определение зоны компетенции нижестоящих руководителей и делегирование им соответствующих полномочий
*недостаточное использование экономических рычагов управления
*недостаточную организацию работ, отсутствие автоматизации управления
* введение автоматизированных систем управления, введение системы бюджетирования и мотивации
31. Нормы и ценности, которые разделяются абсолютным большинством членов организации или предприятия, – это … культура
32. Организационная культура, которая поддерживается традициями, верой, – это … организационная культура
*явная
*интровертная
*экстравертная
* неявная
*псевдоорганизационная
33. Повышение количества и качества результата при тех же условиях, что достигается за счет сокращения числа одновременно выполняемых задач и повышения специализации деятельности, – это принцип … (по Файолю)
*справедливости
*власти
*подчинения
* разделения труда
34. Представьте, что вы являетесь техническим руководителем проекта по обучению персонала в компании по продаже автомобилей с пробегом. К вам за помощью обратился руководитель отдела сервиса с запросом на улучшение качества обслуживания клиентов сотрудниками. После нескольких тренингов вы понимаете, что сотрудники компетентны в своем деле, а недовольство клиентов вызвано долгими согласованиями работ по автомобилю и отсутствием информации без обращения клиента в компанию. Как вы поступите в данной ситуации?
*Откажетесь от проведения дальнейшего обучения, т.к. сотрудники компетентны.
* Выдвинете предложение руководителю отдела ввести промежуточное согласование расписания работ по автомобилю, чтобы, пока оно согласовывается в компании, клиент знал, что работа продолжается, и был в курсе результатов.
*Предложите руководителю отправлять клиентам СМС-сообщения со сроками работ по автомобилю.
35. Принцип власти (по Файолю) заключается в …
* праве отдавать распоряжения и требовать их выполнения
*получении работником распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя
*проявлении уважения к авторитету руководителя
*проявлении внешних знаков почтения в соответствии с принятыми в организации соглашениями
36. Принцип справедливости (по Файолю) – это …
*способность составлять план собственных действий и обеспечивать его выполнение
* сочетание доброты и правосудия (работник, чувствующий справедливое отношение к себе, испытывает приверженность целям и ценностям предприятия, лояльность к руководству и трудится с полной отдачей)
*властная вертикаль, связывающая все уровни подчинения от высшей инстанции до низших ступеней и определяющая каналы коммуникации и взаимодействия
*наличие места для всякой вещи и всякой вещи на своем месте
37. Работники, непосредственно участвующие в процессе производства или занятые обслуживанием производственной деятельности предприятия, – это … персонал
38. Сопоставьте группы принципов управления Анри Файоля с их описанием:
A. Принципы процесса
B. Структурные принципы
C. Принципы конечного результата
D. в значительной мере относятся к взаимоотношениям и взаимодействию между руководителями и подчиненными
E. помогают понять основные направления для создания взаимных связей между членами организации, они лежат в основе системы взаимосвязанных задач, прав и ответственности
F. определяют желаемые состояния организаций
39. Социологическое изучение формальных общественных организаций, таких как бизнес и бюрократия, и их взаимосвязи с окружающей средой, в которой они работают, – это …
40. Теория и методы комплексного оздоровления корпораций, управленческого ренессанса с охватом и реконструкцией всех без исключения элементов, в том числе систем человеческих мотиваций и стимулов – это …
41. В числе факторов, обусловивших кризис учебно-профессиональной ориентации, – … (укажите 3 варианта ответа)
* неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация
*изменение социально-экономических условий жизни
* несформированность «Я-концепции» и проблемы с ее коррекцией
* случайные судьбоносные моменты жизни
*неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой
42. Выделяют такие основные этапы освоения профессии (по Марковой), как … (укажите 2 варианта ответа)
*этап роста
* адаптация человека к профессии
*этап исследования своих сил и устремлений
* этап творческого самоопределения себя как личности
*пробный этап
43. Выделяют такие периоды в развитии человека (после периода детства), как …
* юность, взрослость и старость
*отрочество, юность и зрелость
*взросление и возмужание
44. Гипертрофированное развитие профессиональных особенностей личности – это профессиональная … личности
45. Главная функция профессионализма с процессуальной стороны – это …
* преобразование субъекта труда
*получение обобщенных и конкретных полезных результатов
*обеспечение решения обобщенных профессиональных задач
46. Динамичная психологическая система активной адаптации человека к условиям среды – это …
47. Конкретные функции профессионализма человека ориентированы на обеспечение решения таких профессиональных задач, как … (укажите 3 варианта ответа)
* создание потребительских стоимостей, качество, надежность и производительность которых не ниже нормативного уровня
* производство, сохранение и развитие нормативно одобряемого способа конкретной профессиональной деятельности, ее развитие за счет индивидуального обогащения
*получение не только полезных результатов, но и определенных издержек
* воспроизводство, сохранение и развитие профессиональной общности
*изучение условий, в которых возникает, реализуется и развивается профессионализм
48. Кризис профессионального становления личности, который инициируется логикой профессионального становления личности и проявляется при переходе от одной стадии профессионального развития к другой, – это … кризис
49. Неверно, что к основным факторам кризисов профессионального становления личности можно отнести … (укажите 2 варианта ответа)
*сверхнормативную активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом
*вступление в новую должность (а также – участие в конкурсах на замещение, в аттестациях и т.д.)
* отсутствие поставленных сроков выполнения рабочих задач
*социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидацию предприятия, переезд)
*возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром эмоционального сгорания)
*полную поглощенность профессиональной деятельностью
* избыточную демотивацию, связанную с переработками
50. Основная характеристика критериев профессиональной продуктивности заключается в том, что профессиональная продуктивность …
*включает в себя профессиональную самооценку, уровень притязаний, способность к саморегуляции и др.
* характеризует уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально-профессиональным требованиям
*характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального ресурса
*оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой
51. Особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях – это …
52. Подсистема профессиональной зрелости …
*характеризуется структурой, которая в качестве элементов включает профессионально важные качества (ПВК) и профессиональные отношения, *обеспечивающие принятие профессии как личностно значимой
включает такие системообразующие компоненты, как профессиональная направленность, а также удовлетворенность профессией и профессиональной деятельностью
* включает ПВК профессионала и его профессиональные отношения, обеспечивающие саморегуляцию и самодетерминацию становления профессионализма человека
53. Постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности, – это профессиональная …
54. Представьте, что вы являетесь руководителем сборочного цеха в компании по производству мебели. К вам обратился сотрудник сборочного цеха с заявлением на увольнение по собственному желанию, в связи с эмоциональным выгоранием. Для того чтобы решить проблему сотрудника, вам нужно понять причины его кризиса. Как вам следует поступить в данной ситуации?
*Направить сотрудника на курсы повышения квалификации, чтобы он осознал, что нужен компании.
* Запросить обратную связь у коллег сотрудника, с которыми он общается вне работы. Провести с ним встречу, на которой поговорить о проблемах сотрудника и постараться замотивировать его на дальнейшую работу.
*Подписать заявление об уходе, т.к. тот факт, что сотрудник написал заявление, говорит о том, что он уже принял решение.
55. Профессиональные акцентуации характера – это чрезмерное усиление …
*внимания, направленного на отдельные виды деятельности
*демотивации и избегания выполнения своих непосредственных обязанностей
*мотивации сотрудника на выполнения сверхурочной работы
* отдельных черт характера, свойств и качеств личности, обусловленное особенностями труда
56. Процесс адаптации личности к требованиям конкретной деятельности – это … личности с профессией
57. Сопоставьте этапы формирования профессиональных способностей при овладении профессией и их характеристики:
A.Первичная профессионализация
B.Вхождение в деятельность
C.Стабилизация
D.Вторичная профессионализация
E. ученик осваивает деятельность по инструкции, не имея собственного опыта; система профессиональных способностей еще не сформирована
F. по мере приобретения индивидуального опыта возрастает роль тех профессиональных качеств, которые отвечают за прием информации
G. профессиональные способности, отвечающие за прием и переработку информации, выступают на первый план, а часть профессиональных способностей выпадает из структур профессионально важных качеств (ПВК)
H. субъект переходит от системы профессиональных способностей, реализующих деятельность до накопления профессионального опыта, к системе ПВК, основанной на личном опыте
58. Установите правильную последовательность этапов формирования профессиональных способностей при овладении профессией:
1 вхождение в деятельность
2 первичная профессионализация
3 стабилизация
4 вторичная профессионализация
59. Формирование профессионализма включает такие этапы, как … (укажите 2 варианта ответа)
*наем
*аттестация
*обучение
* стабилизация
* вхождение в деятельность
60. Характеристика критериев профессиональной идентичности включает в себя …
*объективные показатели результативности, такие как количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной деятельности и т.д.
*соотношение удовлетворенности специалиста и психофизиологической «цены» его деятельности
* представления о профессионально важных качествах (ПВК), необходимых профессионалу, а также систему отношений человека к профессиональным ценностям
*выделение операционально-деятельностного и личностного аспектов
61. Этап формирования профессионализма, на котором субъект переходит от системы профессиональных способностей, реализующих деятельность до накопления профессионального опыта, к системе профессионально важных качеств, основанной на личном опыте, – это этап …
*первичной профессионализации
*стабилизации
*вхождения в деятельность
* вторичной профессионализации
62. … компетентность – это естественная, интегрированная, автоматическая деятельность с более высокой производительностью
63. В числе самых важных методов подбора персонала – … (укажите 3 варианта ответа)
* структурированное интервью
* ситуативное собеседование
*традиционное интервью
* разнонаправленное собеседование
*тестирование профессиональных навыков
*интервью по компетенциям
64. Выделяют такие виды профессиональной компетенции, как … (укажите 3 варианта ответа)
абсолютная
* ситуативная
*деловая
* функциональная
* интеллектуальная
65. Выделяют такие разделы структуры профессиограммы, как … (укажите 3 варианта ответа)
* Процесс труда
* Служебное продвижение
* Профессия
*Свободное время
*Процесс переквалификации
66. Говоря о должностной инструкции, можно утверждать, что … (укажите 4 варианта ответа)
* это документ, издаваемый в целях регламентации организационно-правового положения работника, установления его должностных обязанностей, прав и ответственности
*должностная инструкция издается согласно ее описанию, приведенному в Трудовом кодексе РФ
* должностная инструкция является важным документом, регулирующим должностные права и обязанности работника
*тщательно проработанная должностная инструкция – это инструмент в борьбе с нерадивыми руководителями, уклоняющимися от выполнения своих обязательств
* должностная инструкция является документом, содержащим весь перечень трудовых обязанностей работника
* должностные инструкции разрабатывают на основе квалификационных характеристик или на основании профессиональных стандартов, утвержденных Минтрудом России
67. Если сотрудник …, речь идет о сознательной некомпетентности
*способен сознательно корректировать свою деятельность
*не знает, чего именно он не знает и в каких знаниях и навыках он нуждается
*способен переносить действие в новый контекст, видоизменять его с учетом меняющейся обстановки
* осознает, чего ему не хватает для успешной работы
68. Лидер-… умеет поддержать в трудную минуту, помогает переживать неудачи и находить мотивацию на восстановление после них, он уважителен и вежлив по отношению к людям
69. Личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач – это …
70. Набор знаний, практического опыта, навыков и личностных качеств руководителя, позволяющий ему качественно решать определенные задачи для достижения определенных результатов, – это … компетенция
71. Наибольший акцент на интересы сотрудников делается в … модели управления персоналом
*российской
* японской
*американской
72. Область деятельности работника с указанием квалификационных требований содержится в разделе должностной инструкции …
* «Права работника»
*«Ответственность работника»
*«Должностные обязанности работника»
* «Общие положения»
*«Функции работника»
73. Портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств, – это …
74. Представьте, что вы являетесь директором компании по производству подарочных коробок. К вам за помощью обратился руководитель отдела маркетинга с запросом на решение конфликтной ситуации с коллегами. Проблема связана с выполнением сотрудниками их должностных обязанностей. Как вам следует поступить в данной ситуации?
*Вам не нужно разбираться в возникшей конфликтной ситуации, так как это не входит в ваши должностные обязанности.
* Вам нужно запросить обратную связь обеих сторон конфликта, чтобы понять, имеет ли место нарушение должностной инструкции и какая конкретно сторона ее нарушает.
*Вам нужно предложить обеим сторонам пройти тренинг по тимбилдингу, чтобы помочь им предотвратить конфликты.
75. Профессиональная компетенция включает в себя …
* знания, навыки, образование, деловую надежность, способность успешно и безошибочно осуществлять свою должностную деятельность и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие
*адаптационную способность действовать в соответствии с ситуацией, выбирая из множества способов поведения наиболее эффективный в данных ситуационных условиях производства
*способность к аналитическому мышлению, логике, анализу и синтезу, построению гипотез, владение способами личностного самовыражения и саморазвития, способность к научным обоснованиям и др.
76. Расставьте разделы должностной инструкции в правильном порядке:
1 «Общие положения»
2 «Функции работника»
3 «Должностные обязанности работника»
4 «Права работника»
5 «Ответственность работника»
77. Руководство – это …
*деятельность человека, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты
* возможность оказывать влияние на других с применением силы, принуждения, давления, обусловленными положением в организации или официальными полномочиями
*специализированная деятельность, направленная на поиск и подбор кандидатов на вакантные позиции в организации
78. Система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику, – это …
79. Сопоставьте виды лидерства с их описанием:
A.Лидер-организатор
B. Лидер-творец
C. Лидер-боец
D. Лидер-дипломат
E. человек, который умеет собирать нужную команду, понимать ее нужды и воспринимать их как собственные; он действует активно, всегда сохраняя позитивный настрой и веру в успех
F. человек, который может придумать безумный на первый взгляд стартап, а через год подписывать договор о сотрудничестве с мировой компанией; он смелый и чуткий, видит то, что большинство не замечает
G. смелый, отчасти самонадеянный и сильный духом человек; у такого лидера обычно мало времени на тщательный анализ ситуаций и возможных последствий, поэтому он действует сразу, но борется за идею до конца
H. человек, который умеет договориться с каждым; он идеально знает ситуацию, дотошно изучает каждую деталь и момент, поэтому обладает рычагами влияния на всех последователей
80. Сотрудник компании, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты, – это … компании
81. Существуют такие виды сертификации компетентности персонала, как … (укажите 4 варианта ответа)
* сознательная компетентность
* бессознательная компетентность
*профессиональная компетентность
*профессиональная некомпетентность
* сознательная некомпетентность
* бессознательная некомпетентность
82. Цели индивидуальной компетентности включают … (укажите 2 варианта ответа)
*сохранение собственного престижа
* гарантии сохранения должности
*повышение квалификации
* повышение собственной мобильности на рынке труда
*обладание харизмой и природной силой влияния
83. … подразумевает использование методов, способствующих снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем
*Профессиональная мотивация
* Психологическая поддержка
*Психологическая мотивация
*Моральная поддержка
*Профессиональная поддержка
84. Выделяют определенные компоненты профессиональной ориентации учеников школ, в частности, … компонент (укажите 4 варианта ответа)
* экономический
* медико-физиологический
*социологический
* социальный
* педагогический
85. Говоря о школьной профориентации, можно утверждать, что … (укажите 4 варианта ответа)
* это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определенным видам профессиональной деятельности
*она способствует повышению количества выполняемых обязательств центральными подразделениями и уменьшению количества сотрудников в административных службах
* это система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути
* она реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также в ходе внешкольной и внеурочной работы с учащимися и их родителями
* она включает в себя получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии
86. Говоря об особенностях теста творческих способностей, следует отметить, что … (укажите 3 варианта ответа)
* результаты теста разбираются на консультации с психологом-профориентологом
*по количеству правильно выполненных заданий уже можно первично судить об интеллекте тех, кто проходит тест
* задача теста – изобразить что-то настолько уникальное и необычное, что придет в голову только тому, кто проходит тест
*в тесте предложено 42 пары профессий, и из каждой пары нужно выбрать только одну профессию
* в тесте используется 12 исходников-квадратов, на каждом из которых нарисована какая-то деталь
87. Дошкольный вид профориентации включает в себя …
*практику на производстве, практические семинары и встречи с работодателями
* знакомство с миром профессий, которое, как правило происходит в игровой форме
*консультации психологов, встречи с представителями разных профессий, рассказ о плюсах и минусах каждой сферы труда
*ярмарки вакансий, призванные помочь повысить или сменить квалификацию
88. Комплекс действий для взрослых сотрудников, направленных на повышение квалификации или смену рода деятельности, – это … для взрослых
89. Комплекс мероприятий, направленных на определение с выбором будущего места работы и направления деятельности, – это … профориентация
90. Можно выделить такие компоненты профориентации, как … (укажите 3 варианта ответа)
* адаптация
* диагностика
* информирование
*анкетирование
*развитие интереса