Организационное поведение.дпо
1. Анализ организационного поведения …*всегда проводится только на одном уровне
*может проводиться на двух уровнях
*может проводиться на трех уровнях
*может проводиться на четырех уровнях
2. Важным механизмом управления индивидуальным уровнем организационного поведения является …*оценка результативности работника
*учет индивидуальных особенностей человека
*материальное и нематериальное стимулирование
* постановка цели или задачи профессиональной деятельности
3. Зона трудовой деятельности работника, оснащенная средствами и предметами труда, – это …4. Научная дисциплина «Организационное поведение» …*в большей степени разрабатывает и предоставляет теоретические подходы и концепции управления поведением людей и групп на макроуровне
*в большей степени разрабатывает и предоставляет прикладные подходы к управлению поведением людей и групп в организации
*разрабатывает практические и прикладные подходы к анализу причин поведения людей и групп
5. Организационное поведение и процесс управления персоналом организации должны рассматриваться на трех уровнях, в частности, уровень … – это коммуникативные процессы, социальные конфликты, пути оптимизации управленческих отношений, мотивация и контроль, а также работники как члены группы* процессов
*организации
*управления
6. Организационное поведение и процесс управления персоналом организации должны рассматриваться на трех уровнях, в частности, уровень … – это структура качеств и способностей личности, значение для человека результатов его работы, особенно во взаимосвязи и по сравнению с работой других людей, а также человек и организация, организационное поведение*персонала
*процессов
*организации
7. Организационное поведение как научная дисциплина сформировалась в …*1920–30-х гг.
*1940–50-х гг.
*1960–70-х гг.
8. Основная цель дисциплины «Организационное поведение» – в том, чтобы …*понять, научиться предсказывать поведение людей в организации, а также управлять им
*объяснить причины поступков индивидов в определенных условиях
*предвидеть поведение работников в будущем и овладеть навыками управления людьми
9. Основные моральные законы, которые признают все этические учения, – это …10. Под … с точки зрения его влияния на процесс управления персоналом следует понимать поведение индивидов, групп, людей в организациях, ориентированных на получение знаний и опыта*организационным поведением
*организационным управлением
*уровнем процессов
11. Принято выделять …, характеризующих любого индивида, его человеческую природу*6 основных понятий
*12 основных понятий
*4 основных понятия
12. Процесс … – это согласованные действия всех работников организации и выполнение функций, свойственные кадровому потенциалу всей организации13. Процесс формирования образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы, – это …14. Расположите потребности от низшей к высшей, согласно теории иерархии потребностей А. Маслоу:1 физиологические потребности
2 потребности в безопасности
3 потребность в уважении
4 эстетические потребности
5 потребности в самоактуализации
15. С позиций … подхода организация представляет собой открытую систему, значимыми характеристиками которой являются ее взаимосвязь и взаимодействие с внешней средой и способность изменяться в соответствии с ее требованиями с целью продолжения функционирования и развития16. Сложившиеся в рамках функционирования организации устойчивые связи и обычаи взаимодействия между участниками организационных процессов, между индивидами, группами, подразделениями, сторонними организациями, вовлеченными в организационные процессы, – это организационные …17. Специалист, много лет проработавший в одном отделе, решил перевестись в другой, где видел возможность профессионального роста. Должность и зарплата, о которых он договорился с руководителем того отдела, предполагались на уровне прежних. Однако его нынешний начальник отказался завизировать заявление, прекрасно зная, что по установившемуся в организации порядку без его согласия специалист не может перейти в другое подразделение. Главным аргументом начальника был тот, что специалист при переходе «ничего не выигрывает». На слова подчиненного о возможности профессионального роста он никак не отреагировал. Работник понимает, что такой «заботой» руководитель лишь прикрывает желание не потерять нужного специалиста. Пришлось обращаться к вышестоящему руководству. Но и тому причина перехода показалась несерьезной, в ходатайстве было отказано. Новое обращение к непосредственному руководителю привело к разговору на повышенных тонах, взаимным оскорблениям. Через некоторое время специалист уволился. Каким подходом к организационному поведению пренебрег руководитель?*Руководитель пренебрег системным подходом к организационному поведению.
*Руководитель пренебрег подходом к организационному поведению, ориентированным на человеческие ресурсы.
*Руководитель пренебрег подходом к организационному поведению, ориентированный на результат.
18. Трудовой ресурс, который руководство должно стремиться развивать для полной реализации его производительных способностей и потенциала, – это …*сырье и материалов
*люди
*технологии
19. Установите соответствие понятий и их определений:A. Внешняя организационная среда
B. Среда прямого воздействия
C. Организация
D. включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации или испытывают на себе прямое влияние ее действий
E. представляет собой форму устойчивого объединения людей, преследующих общие групповые цели и удовлетворяющих интересы и потребности, связанные с их коллективным существованием
F. включает в себя множество факторов разнообразного спектра воздействия на работу организации, учет которых в полном объеме зачастую является проблематичным
20. Установите хронологический порядок возникновения определений организационного поведения:1 поведенческий подход к управлению
2 изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний
3 комплексная прикладная наука о поведении субъектов организации – людей, групп, коллектива в целом, а также организаций в изменяющейся внешней среде
21. Человек, пришедший работать в организацию, берет на себя … за соблюдение множества ограничений своего поведения22. … – это то, что мы есть на самом деле*реальное «Я»
*имидж
*«Я»-образ
23. … – это то, что мы о себе думаем, и наше реальное знание о самом себе* «Я»-образ
*имидж
*реальное «Я»
24. … отличается повышенной возбудимостью, его действия прерывисты25. … психотип характеризуется огромной пробивной силой, направленной на достижение цели, вся его жизнь это путь к цели признанию; в конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной, обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен26. Выйдя к доске, учащийся сильно волнуется. Взгляд его устремлен на потолок или в пол. Просьбу учителя смотреть на класс этот учащийся выполняет с трудом, при этом запинается еще сильнее. По прошествии некоторого времени он начинает говорить более твердо и правильно, однако тут же сбивается, если замечает, что кто-то из товарищей поднял руку. Определите темперамент этого учащегося.*меланхолик
*флегматик
*сангвиник
27. К поведенческим чертам личности можно отнести …*состояние здоровья
*властность
*внешность
28. Личность (в психологии) – это …*человек на всех стадиях взросления
*индивид зрелого возраста, который занимается самосовершенствованием на постоянной основе
*набор психических и физических особенностей человека, который определяет его поступки и связь с социумом
29. Неверно, что к ролевым аспектам личности – трем «Я» психически нормального индивида – относится …* самооценка
*реальное «Я»
*«Я»-образ
*имидж
30. Одним из наиболее значимых свойств личности является …, который обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения31. Преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей, – это …32. Признак коллектива, критерий его сформированности, определяющий степень его зрелости и нравственного здоровья, – это …* морально-психологический климат
*мотивированность на работу
*сплоченность
33. Процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов – это …* социальное взаимодействие
коммуникация
результативность
34. Процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов – это …35. Расположите типы темперамента согласно описаниям, данным в элементах схемы ниже (слева направо):1 холерик
2 сангвиник
3 меланхолик
36. Соответствие поведения внешнему стандарту, созданному организацией, обычно оцениваемое другими, – это …37. Способность влиять на индивидов и группы людей и вести их за собой к достижениям цели – это …* лидерство
конфликтность
полномочия
38. Тип темперамента, который быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен, – это …39. Установите правильный порядок этапов становления личности:1 адаптация
2 индивидуализация
3 интеграция
40. Установите соответствие понятий и их характеристик:A. Нормальная мотивация
B. Стимулирование
C. Принудительная мотивация
D. побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т. п.
E. воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ, стимулов, побуждающих работника к определенному поведению
F. воздействие, основывающееся на использовании власти и угрозы ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований
41. Установите соответствие типов темперамента и соответствующих им характеристик:A. Холерик
B. Флегматик
C. Сангвиник
D. ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний
E. он характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими
F. его чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки
42. Факторы развития личности: …образование, возраст, наследственность
* воспитание, наследственность, среда
темперамент, сфера деятельности, внешность
43. … устанавливается очень легко, если работники понимают общие цели и имеют единую систему вознаграждений* Сотрудничество
*Управление
*Соперничество
44. Группа, формируемая для долговременного выполнения определенной функции, называется …*постоянной группой
* функциональной группой
*производственной группой
*группой по интересам
45. Для изучения организационного поведения наиболее значимы …*коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств
*вертикальные, горизонтальные и диагональные коммуникации
* межличностные коммуникации
46. Для участников … групп характерно желание оставаться в группе47. Заинтересованность членов группы в ее существовании – это …*успех
* сплоченность
*мотивация
48. Изменение поведения в результате реального или воображаемого давления на индивида со стороны окружения – это …* подчинение
*мотивация
*контроль
49. К проявлению межгруппового конфликта относится …*неопределенность позиций сторон
*усиление взаимодействия
* столкновение между различными группами
50. Конфликт возникает, когда ролевое поведение …*соответствует ролевому ожиданию
*неопределенно
* явно противоречит ролевому ожиданию
51. Олег Скрябин и Всеволод Жулин вместе работают в компании «Продам. Куплю», которая входит в холдинг MEGASALES. Inc. около 4 лет. Оба пришли в компанию менеджерами по продажам – сначала Всеволод, а спустя год Олег. Спустя 2 года каждый из них возглавил свой отдел. А буквально через год освободилось место директора по продажам, и руководство компании приняло решение доверить это место Олегу, несмотря на то, что у него был меньший опыт работы в компании. Многие сотрудники не сомневались, что руководство отдаст должность директора Всеволоду, т.к. у него и опыта больше и именно он являлся неформальным лидером в коллективе. Но Джон Смит, президент холдинга MEGASALES. Inc., рассудил иначе и вместе с советом директоров назначил на столь ответственный пост Олега. Необходимо отметить, что сам Джон появлялся в компании не столь часто и, в первую очередь, принимая такое решение, ориентировался на результаты. А результаты как раз всегда были выше у Олега, и руководство не могло этого не отметить. Сотрудники организации подали групповое заявление о том, что хотят видеть на месте директора по продажам Всеволода. О чем говорит поведение сотрудников?*О сговоре.
*О том, что Всеволод находится в сплоченной группе сотрудников.
*О недовольстве управлением организацией.
52. Определите соответствие видов групп (по К. Грею) и их характеристик:A. Директивная группа
B. Целевая группа
C. Группа по интересам
D. Дружеская группа
E. характеризуется формальной организационной схемой и цепью команд (например, армия); между членами такой группы имеют место ранговые отношения
F. создается для определенного проекта или задания; члены такой группы имеют возможность общаться и сотрудничать
G. такая группа имеет цепь команд, общую задачу, которую понимают и разделяют все ее члены H. такая группа функционирует на основании того, что ее члены хотят быть вместе, могут встречаться за работой или в группах разных типов, но в их деятельности нет мотиваций, кроме удовольствия от общения
53. Относительно обособленное объединение определенного количества людей, взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга и рассматривающих себя как часть единого целого – это …54. Предмет конфликта – это …* объективно существующая или воображаемая проблема, являющаяся причиной раздора между сторонами
*то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон
*препятствие в достижении целей
55. Процесс развития и разрешения противоречивости отношений и взаимодействий членов организации, выражаемый в различных формах конфронтации и борьбы, – это социальный …56. Процесс, при котором поведение или характеристики одних людей воздействуют на поведение или характеристики других, – это …57. Расположите в правильной последовательности стадии развития групп:1 начальная стадия
2 бурление
3 наивысшая работоспособность
4 заключительная стадия
58. Расположите в хронологической последовательности этапы становления кадрового менеджмента:1 доктрина научной организации труда
2 доктрина школы человеческих отношений
3 доктрина индивидуальной ответственности
4 доктрина командного менеджмента
59. Согласно теории …, люди объединяются в группы в силу пространственной или географической близости друг к другу, например, сотрудники, работающие в одном отделе, чьи рабочие места находятся в одном помещении (комнате), скорее создадут группу, чем если бы они располагались в разных комнатах60. Согласно теории …, причиной возникновения группы является общность взглядов, установок и ценностей61. Установите соответствие разновидностей подчинения и их характеристик:A. Согласие
B. Сопричастность
C. Солидарность
D. присутствует, когда люди подчиняются, несмотря на свои собственные взгляды и предпочтения
E. присутствует, когда люди исполняют просьбы или приказы других, потому что они соответствуют их собственным взглядам и оценкам и воздействуют на них положительно
F. основано на уважении или одобрении по отношению к тем, кто предлагает предпринять какие-либо действия
62. Эффективность деятельности организации определяется не только усилиями отдельных людей, а в большей степени … их совместной деятельности*мотивированностью
* результативностью
*активностью
63. Эффективность работы руководителя определяется …* объединением людей с целью совместной работы
*объемом производства продукции
*развитием рыночных отношений
64. В числе основных принципов лидера – принцип … (укажите 2 варианта ответа)* «персонал – главное достояние организации»
*оказания воздействия на последователей
* социальной ответственности лидера
*принятия управленческих решений
65. К недостаткам теории лидерских качеств относят то, что … (укажите 2 варианта ответа)* перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным
*не выявлено связи лидерских качеств с повышением эффективности организации в целом или какой-то ее части
* не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего
*не анализируются ресурсы других людей в развитии лидерских качеств лидера
66. Лидерский стиль, который характеризуется незначительной директивностью и поддержкой работников и является лучшим для руководства высокозрелыми последователями, т.к. способствует развитию творческого подхода к работе, – это … стиль*указывающий
*убеждающий
*участвующий
* делегирующий
67. Лучший лидерский стиль при умеренно высокой зрелости последователей, которые нуждаются в партнерстве со стороны лидера, чтобы быть более мотивированными на выполнение работы, – это … стиль*указывающий
*убеждающий
* участвующий
*делегирующий
68. Неверно, что лидерство – это …*процесс, при котором человек влияет на других членов группы ради достижения целей группы или организации
* дополнение вклада лидера в общее дело
*способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей
*взаимоотношения между лидером и членами группы, оказывающими влияние друг на друга и совместно стремящимися к реальным изменениям и достижению результатов, отражающих общие цели
69. Неверно, что модель преобразующего лидерства предполагает …*совершение важных социальных и организационных изменений
*приложение последователями больших усилий
*появление у последователей большей удовлетворенности
* ослабление групповой / организационной сплоченности
70. Неэтический харизматический лидер …* требует беспрекословного выполнения своих приказаний, коммуникации в направлении от себя, использует власть в личных целях, пресекает критику в свой адрес и нечувствителен к нуждам последователей
*поощряет открытую и двустороннюю коммуникацию, полагается на внутренние моральные стандарты для удовлетворения общественных интересов
*использует власть в интересах других, извлекает уроки из критики, является сторонником открытой двусторонней коммуникации и имеет поддержку последователей
*стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам
71. Приемами или техниками эффективного социального влияния являются: …*задабривание, взаимообмен, личная просьба, построение коалиции, узаконивание
* рациональное убеждение, вдохновляющие призывы, консультации, задабривание, взаимообмен, личная просьба, построение коалиции, узаконивание, давление
*рациональное убеждение, вдохновляющие призывы, консультации, задабривание, построение коалиции, узаконивание, отклонение, давление
*рациональное убеждение, вдохновляющие призывы, консультации, задабривание, взаимообмен, узаконивание, игнорирование
72. Способность построить свою деятельность таким образом, чтобы получить полное доверие подчиненных, – это управление …*знанием
*вниманием
* доверием
*собой
73. Способность так передать свои знания, чтобы они были поняты и приняты последователями, – это управление …* знанием
*вниманием
*доверием
*собой
74. Способность так предвидеть сущность результата или исхода, цели или направления действий, чтобы это было привлекательно для последователей, – это управление …*знанием
* вниманием
*доверием
*собой
75. Способность хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей, – управление это …*знанием
*вниманием
*доверием
* собой
76. Стиль руководства, согласно установкам которого руководитель всегда ориентирован на собственные цели, критерии и интересы, единолично принимает решения, несет полную ответственность за свои действия и решения, активно использует методы административного и психологического воздействия на людей, – это … стиль руководства*демократический
*либеральный
* авторитарный
77. Существует несколько подходов к определению понятия «лидерство». Какое из определений соответствует области научного знания – менеджмент?*Лидерство – это реализация оптимальной, в некотором смысле, системы внутригруппового взаимодействия, направленного на достижение общегрупповых целей (К. В. Сельченок).
* Лидерство – это взаимоотношения между лидером и членами группы, оказывающими влияние друг на друга и совместно стремящимися к реальным изменениям и достижению результатов, отражающих общие цели (Р. Л. Дафт).
*Лидерство – это взаимоотношение социальных субъектов и их целенаправленная деятель¬ность по обеспечению главенствующего положения индивида в личностных отношениях в социуме, осуществляемая благодаря профессионализму и ав¬торитету, наличию определенных морально-нравственных ценностей и цен¬ностных ориентаций, сильному мотивационному механизму, постоянному воздействию на членов группы, признанию ими в качестве ведущего, ответст¬венности перед ними и стремлению к достижению поставленных целей (И. В. Котляров).
78. Тип лидера, который анализирует причинно-следственные связи событий и реагирует на поведение последователей, – это …*этический харизматический лидер
*лидер-реформатор (преобразующий лидер)
* атрибутивный лидер
*неэтический харизматический лидер
79. Тип лидера, который проявляет творчество и цель которого – не изменить других, а измениться самому в мире через развитие, – это …*этический харизматический лидер
* лидер-реформатор (преобразующий лидер)
*атрибутивный лидер
*неэтический харизматический лидер
80. Уорен Беннис выделил 4 группы лидерских качеств: …*управление знанием, управление мышлением, управление доверием, управление группой
*управление взаимодействием, управление вниманием, управление мотивацией, управление собой
* управление знанием, управление вниманием, управление доверием, управление собой
*управление знанием, управление вниманием, управление мотивацией, управление конфликтами
81. Элементами лидерства являются: …* цель, общие цели, влияние, группа, личная ответственность и честность, изменения
*цель, общие цели, влияние, группа, избегание личной ответственности, изменения
влияние, группа, личная ответственность и честность, изменения
*цель, общие цели, влияние, личная ответственность и честность, изменения
82. Эффективные лидеры … эффективными руководителями*всегда являются
* не всегда являются
*никогда не являются
83. … – это единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и негенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.)* Индивид
*Человек
*Лидер
84. … – это лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся внутреннему трудовому распорядку организации, имеющее права85. … – это совокупность высших духовных свойств (жертвенность, подвижничество, альтруизм) человека, проявляющаяся как общечеловеческое бытие человека в том, что характеризует его как члена человеческой общности в деятельности для других людей; это человеческое в человеке 86. … – это совокупность характеристик человека как распорядителя собственных душевных сил, собственных способностей и как активного пользователя разновидностей социальной среды, выражающаяся в социально-энергетических свойствах человека87. … мир – это субъективный мир, единственный мир, действительно доступный воспринимающему его человеку88. … обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей), совокупность социально-психологических свойств человека, выражающих то, что объединяет человека с обществом и характеризует его как члена макросоциума, т. е. его социальное бытие89. Власть через разумную веру в руководителя – это … власть90. Критерии, стандарты, на основании которых индивид или группа оценивает какой-либо предмет или явление, оправдывает и защищает сделанный поведенческий выбор, – это …**идеалы
*детерминанты
* ценности
91. Лидер, который задает тон в решении групповых проблем, – это …*лидер-эрудит
*лидер-организатор
* лидер-инициатор
92. Лидер, который служит моральным и нравственным примером для остальных членов группы, – это …*лидер-эрудит
*лидер-мастер
* лидер – «совесть группы»
93. Неэтический харизматический лидер …*стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам
*использует власть только в общих целях
* использует власть только в личных целях
94. Поступок или поведение в целом, служащее образцом для подражания, – это …* пример
*наказание
*закон
95. Смирнов К.Л. – демократический лидер, поэтому все решения в коллективе принимаются совместно, учитывается мнение всех сотрудников, и их выполнение контролируется членами коллектива, а не только руководителем. Демократический стиль дает возможность принимать во внимание потребности и желания сотрудников, а также их личные качества и интересы. Кравцов В.А. – авторитарный лидер, все решения он принимает самостоятельно и сам же контролирует их выполнение. При авторитарном стиле руководства руководителя не интересуют личности его подчиненных. Кравцов, в отличии от Смирнова, не пытается разобраться в спорных ситуациях и разрешить конфликты, а просто пресекает их на корню. Кто является более эффективным менеджером? Ответ обоснуйте, используя известные теории лидерства?* Смирнов К.Л. является более эффективным лидером, потому что используемые им методы обеспечивают благоприятную атмосферу в коллективе и высокую удовлетворенность сотрудников, что является главными факторами эффективности лидера по теории взаимоотношений.
*Кравцов В.А. является более эффективным лидером, потому что используемые им методы обеспечивают быстрое пресечение конфликтов в коллективе и высокий контроль сотрудников, что является главными факторами эффективности лидера по теории взаимоотношений.
*Кравцов В.А. является более эффективным лидером, потому что умеет добиться активного участия всех членов группы в совместной целенаправленной деятельности и общего вклада в принятие всех важных для группы решений, что является главными факторами эффективности лидера по теории командной работы.