68. Стадия интервью: обобщение результатов взаимодействия с клиентом (решение «задачи») и выход из контакта. Какие наиболее вероятные для использования консультативные приемы:
*уточнение, перефразирование (пересказ)
*выслушивание (нерефлексивное слушание), уточнение, перефразирование (пересказ), отражение чувств, резюмирование
*дальнейшее развитие мыслей, интерпретация, информирование
*резюмирование
69. Инсайт, новое знание о себе, доверие к другому, доверие к себе – это основные механизмы воздействия в практике …
*психоанализа
*бихевиоризма
*гештальт-терапии
*рациональной психотерапии
*гуманистической психотерапии
70. Интерпретация как комментарий – это …
*обнаружение причинно-следственных связей между явлениями
*подача сказанного или продемонстрированного клиентом в новом ракурсе
*сведение в одну логическую систему разрозненных и часто не связанных в сознании клиента *деталей психологической ситуации
71. К консультативным приемам, наиболее вероятным для такой стадии интервью, как перебор гипотез, решающих «задачу» и выработка альтернативных решений, можно отнести …
*отражение чувств, резюмирование
*уточнение, перефразирование (пересказ)
*выслушивание, уточнение, перефразирование
*дальнейшее развитие мыслей, интерпретация, информирование
72. Расположите уровни психологического здоровья личности, начиная с низшего:
1 дезадаптивный
2 адаптационный
3 креативный
73. К причинам появления синдрома профессионального выгорания можно отнести … (укажите 2 варианта ответа)
*разнообразие рабочих задач
*строгую регламентацию времени работы
*работу с «мотивированными» клиентами
*нехватку условий для самовыражения личности на работе
74. Этап психологического консультирования, на котором происходит подведение итогов беседы, обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами, – это …
*оказание воздействия
*завершение консультативной беседы
*знакомство с клиентом и начало беседы
*расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез
75. Сопоставьте этапы консультационного процесса с соответствующими действиями:
A. Исследование проблемы
B. Двумерное определение проблемы
C. Идентификация проблемы
D. Планирование проблемы
E. консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия
F. консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая, как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты
G. выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем
H. осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения проблемы
76. К числу возможных функций супервизора можно отнести … (укажите 2 варианта ответа)
*обучающую
*воспитательную
*организаторскую
*поддерживающую
77. Сопоставьте когнитивные направления консультирования с их авторами:
A. Когнитивная терапия
B. Трансакционный анализ
C. Рационально-эмотивная терапия
D. Аарон Бека
E. Эрик Берн
F. Альберт Эллис
78. Как самостоятельное направление консультативная психология утвердилась …
*в 1942 г., когда вышла книга К. Роджерса «Консультирование и психотерапия»
*в 1951 г., когда на одной из конференций в США был предложен термин «консультативная психология»
*в 1952 г., когда Американская психологическая ассоциация создала отделение консультативной психологии
*в 1954 г., когда начал издаваться журнал консультационной психологии
79. Установите последовательность этапов процесса межличностного, или социального, научения в группе:
1 клиент во взаимодействии с консультантом или группой раскрывает стиль своего межличностного общения
2 клиент-участник раскрывает сильные стороны, ограниченность своего межличностного поведения
3 осознание клиентом ответственности за свое поведение
80. Краткое, сокращенное, но достаточно точное по смыслу, повторение психологом-консультантом того, что ему в процессе исповеди сказал клиент, – это …
81. Метод психотерапии, направленный на отработку в моделируемых ситуациях групповой работы в сочетании с релаксациоными процедурами необходимого компонента поведения, – это … терапия
82. Метод психотерапии, направленный на преобразование внутреннего мира человека за счет особого эмоционального климата в общении, признания ценности личности клиента, его способности к поиску нового смысла в сложившейся ситуации, – это …
83. Установите соответствие между этическими принципами в возрастно-педагогическом консультировании и их характеристиками:
A. Конфиденциальность
B. Добровольность
C. Ответственность
D. информация личного характера о ребенке, его родителях и семье не может быть предметом обсуждения с третьими лицами
E. ребенок и родитель понимают необходимость консультирования, принимают помощь и согласны участвовать в процессе
F. педагог должен понимать, что ход и результаты его деятельности оказывают существенное влияние на ребенка
84. Метод разрешения невротического конфликта посредством осознания психотравмирующего фактора через анализ сопротивления и ассоциаций клиента – это …
85. Наиболее распространенные непрофессиональные роли, которые консультант ошибочно начинает играть в процессе консультирования в силу того, что они ему хорошо знакомы из обычной жизни, можно следующим образом: … (укажите 2 варианта ответа)
*консультант дает клиенту информацию, прямые советы
*консультант имеет одну или несколько версий случившегося и задает вопросы, чтобы их проверить
*консультанту важно не только осознавать особенности и проявления своей профессиональной роли, но также знать, какие черты ей не соответствуют
* консультант использует жалобы клиента, чтобы рассказать что-нибудь поучительное из своей богатой биографии
86. Наставник, осуществляющий профессиональный контроль и непосредственное руководство деятельностью начинающего психолога, – это …
*супервизор
*психоаналитик
*гештальт-терапевт
*психолог-консультант
87. Установите соответствие между методиками системной терапии семьи и их содержанием:
A. Опрос по кругу
B. Наблюдение
C. Рефрейминг
D. метод полезен при выработке оценки мнений членов семьи или при активном психотерапевтическом вмешательстве, помогает членам семьи увидеть свою роль проблеме
E. проблеме дается другое наименование, часто под более позитивным углом зрения, с целью изменения системы, которая находится в неподвижном, застойном состоянии, на более гибкую
F. внимательное выслушивание разговорных паттернов и оценка того, кого слушают и в каком порядке
88. Неверно, что «подвижная» модель личности эффективного консультанта может включать такие факторы, как … (укажите 2 варианта ответа)
*развитие самопознания
*постановка реалистичных целей
*нетерпимость к неопределенности
*«закрытость» собственному опыту
89. Неверно, что в психологии эмпатия … (укажите 2 варианта ответа)
*идентична слову интуиция
*включает понимание как чувств, так и мыслей
*может быть сознательной и предсознательной
*включает непосредственную перцепцию идей
90. Неверно, что к главным условиям обеспечения ускоренного развития способностей ребенка, можно отнести … (укажите 2 варианта ответа)
*наличие программы развития способностей
*исключение ребенка из активной деятельности
*как можно более позднее начало активного развития способностей
*проведение систематических развивающих учебных занятий с ребенком
91. Неверно, что к личностным особенностям психолога-консультанта можно отнести … (укажите 2 варианта ответа)
*замкнутость
*способность к эмпатии
*умение держать психологическую дистанцию
* умение вселить в клиента сомнение в решении проблемы
92. Неверно, что психолог-консультант:
*работает с обращающимися к нему людьми
*имеет дело главным образом с такими проблемами, как самоубийство или наркомания
*помогает организациям находить нужные ответы на проблемы, касающиеся людей
*может не иметь специального психологического образования
93. Новый навык, новый образ, доверие к другому и к себе – это основные механизмы воздействия в практике …
*гипноза
*логотерапии
*психоанализа
*бихевиоризма
*гештальт-терапии
*гуманистической психотерапии
94. О какой технике идет речь в описании: На практике грамматический строй предложения показывает, насколько глубоко психолог понял заявления клиента. Консультирование построено на том, чтобы клиент «проговорил» несколько «Я-заявлений», в которых были бы отражены он сам и его затруднения. Психолог добивается от него «Я-высказываний», усиленно используя личные местоимения «вы», «ваше», «ты», «твое», часто употребляя имя клиента.
*Фокус-анализ
*Эмпатия
*Коррекция установок
*Идентификация
95. Основной характеристикой приема эмпатии является …
*умение вырабатывать навыки активного слушания
*способность вчувствоваться во внутренний мир пациента
*критическая оценка проявлений негативных эмоций у пациента
*указание клиенту следовать конкретному поведению в жизненной ситуации
96. Под … заболеванием периода взросления понимается состояние непроизвольного нарушения жизненных функций, которое является серьезным препятствием в реализации форм активности и конструктивного разрешения возрастных кризисов и конфликтов
97. Понимание любого чувства, переживаемого другим человеком, и ответное выражение своего понимания этих чувств – это … понимание
98. Критерий, согласно которому выделяют такие типы консультирования, как школьное, профессиональное, семейное, супружеское консультирование и т. д., – это …
*показания
*пространство
*сферы приложения
*количество клиентов
99. Установите последовательность переходных состояний между полным здоровьем и инвалидностью:
1 полное здоровье (норма) и варианты нормы
2 функциональные отклонения
3 неспецифические синдромы и пограничные состояния
4 хроническая болезнь
5 декомпенсация (утрата) функций
6 инвалидность
100. Предвидение позитивного … в консультировании дает человеку способность видеть свое прошлое как ресурс, распознавать свои успехи и ценить их, рассматривать других в большей степени как союзников, нежели как противников
101. Установите соответствие между принципами психологического консультирования и их характеристиками:
A. Принцип конфиденциальности
B. Принцип ориентации на нормы и ценности клиента
C. Принцип доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту
D. консультант должен понимать, что любая информация, сообщенная клиентом консультанту, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям
E. консультант должен ориентироваться не на социальные нормы и правила, а на жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент
F. консультант не просто следует общепринятым нормам поведения, но и умеет внимательно слушать, оказывать психологическую поддержку, не осуждать, стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью
102. Предсознательное понимается Фрейдом как …
*та часть внутренних переживаний, которые доступны непосредственному усмотрению «внутренним взором» субъекта
*переживания, мысли, чувства, которых субъект не осознает, которых за собой не знает, но которые, тем не менее, оказывают существенное влияние на его поведение
* психические содержания, которые обычно субъектом не осознаются, но могут быть осознаны без особых затруднений, простым волевым усилием
103. При … внутрисемейном конфликте муж (мужчина) в семье обычно наделяется большими правами, чем женщина, и может вести себя более вольно, чем жена
104. Примером какого метода индивидуального консультирования является высказывание: на сеансе у психолога клиентка говорит больше психолога, а он ее внимательно слушает. Кажется, что ему действительно небезразличны ее чувства и переживания и что он понимает ее:
*психоанализа,
*клиент-центрированной психотерапии,
*гештальт-терапии,
*экзистенциальной терапии,
*бихевиоральной психотерапии.
105. Принцип психологического консультирования, выполняя который консультант учит клиента брать ответственность за результат процесса консультирования
*запрет давать советы
*ориентации на нормы и ценности клиента
*доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту
*разграничения личных и профессиональных отношений
106. Процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных ощущений, переживания проблем с их последующим точным озвучиванием на языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей, – это …
107. Процесс когнитивной и аффективной оценки собственной личности – это …
108. Процесс научения и обучения, который представляет собой профессионально-ориентированную позицию помощи, сконцентрированной на требованиях профессиональной рабочей ситуации, – это …
109. Психические расстройства у подростков встречаются в … случаев
*5–10 %
*15–20 %
*25–30 %
*35–40 %
110. Психологическое консультирование по вопросам образования, прежде всего обучения и воспитания детей, – это … психологическое консультирование
111. Психологическое консультирование, как и любая другая деятельность, имеет …. Четкое выделение этапов консультирования и определение задач и содержания каждого из них обеспечивает продуктивность психоконсультационного процесса.
112. Система знаний, включающих психологию семейных отношений, а также систему методов решения внутрисемейных психологических проблем, – это психология …
113. Система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия, – это …
114. Система мероприятий, цель которых – изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний и нарушений, их своевременное выявление и устранение, – это …
115. Слово «консультирование» происходит от латинского consultatio, что в переводе означает «…»
116. Сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, – это синдром …
117. Согласно К. Роджерсу, при безусловно положительном отношении других людей к человеку конгруэнтность между его реальным «Я» и его истинными чувствами и мыслями …
*исчезает
*уменьшается
* увеличивается
*уравновешивается
118. Создание наилучших условий для проведения психотерапии подростков подразумевает решение трех вопросов, в числе которых – … (укажите 3 варианта ответа)
*«Где проводить лечение?»
*«С кем проводить психотерапию?»
* «Какой подход использовать в лечении?»
* «Какими должны быть сроки психотерапии?»
119. Сосуществование у одного пациента двух или более заболеваний, синдромов или психических расстройств, связанных между собой единым патогенетическим механизмом или совпадающих по времени, – это …
120. Способности человека в их прогрессивном развитии зависят от двух основных факторов, в числе которых – … (укажите 2 варианта ответа)
* наличие определенных врожденных задатков
*наличие определенных знаний, умений, навыков
* социальные факторы – условия психологического развития человека
*поведенческие факторы – условия формирования поведенческих реакций
121. Стадия консультационного процесса, на которой клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты, – это …
*деятельность
*планирование проблемы
* оценка и обратная связь
*идентификация проблемы
122. Стадия консультационного процесса, на которой происходит последовательная реализация плана решения проблем, – это …
*деятельность
*планирование проблемы
*идентификация проблемы
*оценка и обратная связь
123. Такие цели психологического консультирования, как исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению, характерны для …
* терапии поведения
*экзистенциальной терапии
*адлерианского направления
*психоаналитического направления
124. Неверно, что к способам психологического воздействия можно отнести …
* психологическую защиту
*психологическую коррекцию
*психотерапию в широком смысле
*психологическое консультирование
125. Фамилия американского психолога, одного из создателей и лидеров гуманистической психологии, автора книги «Консультирование и психотерапия» (1942), – …
126. Целостная бессознательная реакция аналитика на анализируемого пациента, особенно – на его перенос, – это …
127. Этап процесса психологического консультирования (по Е. Ю. Алешиной), на котором выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем, – это … проблемы
128. Взаимное согласование позиций, действий консультанта и клиента – это … цель общения
*регулятивная
*экспрессивная
*информационная
*координационная
129. Общение психолога-консультанта с клиентом после того, как психологическое консультирование в основном завершилось, и клиент получил необходимые рекомендации по практическому решению его проблемы, – это … общение
*проблемное
*перманентное
*педагогическое
*постконсультационное
130. К ошибкам присоединения при проведении психотерапевтической работы можно отнести …
*несоответствие психотерапии ресурсам клиента
*нарушение принципа информированного согласия
*отсутствие разделения ответственности между психотерапевтом и клиентом за поставленные задачи
*использование потенциально опасных приемов, сгруппированных вокруг понятия «совет», «информация»
131. Установите соответствие между психологами и их упражнениями:
A. К. Фопель
B. Л. В. Тарабакина
C. Н. С. Пряжников
D. «Ключи»
E. «Профессиональные стереотипы»
F. «Звездный час»
132. Склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отношения со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом, – это …
*убеждение
*контрперенос
*конкретизация
*исповедь консультанта
133. Неверно, что в задачи науки консультативной психологии входит … (укажите 2 варианта ответа)
*выявление внутренних ресурсов клиента
*психолого-просветительское информирование клиента
*несение ответственности за правильность данных консультантом рекомендаций
*разработка и экспертиза методов, приемов и психотехнологий для психологического консультирования
134. В практике … психолог придает большое значение свободе воли и ответственности клиента
*гештальт-терапии
*экзистенциальной терапии
*гуманистической психотерапии
*клиент-центрированной психотерапии