304. Объектом систематизации права выступают
* правовые акты
* правоприменительная практика
*право - разъяснительная практика
*прав обучающая практика
305. Объектом систематизации права выступают:
* правовые акты
* правоприменительная практика
*право - разъяснительная практика
*прав обучающая практика
306. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
* финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
* ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
* статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
*регулирования вопросов организации системы здравоохранения
307. Определенная, строго регламентированная форма юридической деятельности, целью которой выступает создание, изменение или отмена норм права в целях осуществления наиболее эффективного регулирования общественных отношений, возникающих в обществе – это
308. Органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам ________ значения
309. Органы юстиции являются уполномоченным органом по регистрации граждан или группы лиц для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. В этих целях уполномочеснные органы выдвют специальный документ, удостоверяющий право осуществлять соответствующую деятельность. Такой документ носит название:
* Аккредитация
*Лицензия
*Сертификат
*Разрешение
310. Особенностями локального нормотворчества является то, что такие нормативные правовые акты:
* имеют обязательный характер только для лиц, обладающих правовой связью с субъектом такого нормотворчества
*Общеобязательным характером
*подлежат государственной регистрации.
311. Отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом, - это
312. Официальное опубликование законов осуществляется в:
* "Парламентская газета",
* "Российская газета",
* "Собрании законодательства Российской Федерации"
*КонсультантПлюс
313. Официальный, формальный документ, обладающий юридической силой и принятый уполномоченным лицом или органом, содержащий нормы права – это _________
* Нормативный правовой акт.
*Правоприменительный акт
*Правореализационный акт
*Правоинтерпритационный акт
314. Оценка и исследование статистических данных, результатов правового мониторинга и Учет результатов научных исследований при осуществлении нормотворческой деятельности являются направлениями реализации такого принципа нормотворчества, как____
315. План мониторинга утверждается:
316. По результатам обсуждения законопроекта в третьем чтении в Государственной Думе Российской Федерации принимается одно из следующих решений:
*одобрить с учетом поправок
* принять
* отклонить
*признать
*поддержать
317. По результатам проведения правового мониторинга экспертом составляется итоговый акт - ______
318. По субъектному составу правовой мониторинг можно разделить на две группы:
* Государственный
*Федеральный
*Региональный
* Общественный
*Свободный
*Официальный
319. По характеру реализации результатов мониторинга следует выделить:
* Обязательный
* Рекомендательный
*Органический
*Допускаемый
*Частичный
320. По характеру содержащихся правил поведения можно провести классификацию норм права.
* Обязывающие
* запрещающие
* управомачивающие
*закрепляющие
*материальные
*процессуальные
321. По юридической силе Кодексы
*Выше Федеральных законов, но ниже Федеральных конституционных законом
*Ниже Федеральных законом
* Равны Федеральным законам
*Равны Федеральным конституционным законам
322. Понятия «юридический акт» и «юридический документ» …
*Тождественны
* не тождественны, т.к. юридический акт включает в себя как документы, так и действия
*не тождественны, т.к. юридический акт – это действие, а юридический документ-это письменная
*форма выражения юридического акта
323. Послание Президента Российской Федерации является нормативным правовым актом
*Верно
* Неверно
*Это квази-нормативный акт
324. Постановление Правительства России может отменено:
* Указом Президента России
*Федеральным законом Российской Федерации
* Решением Верховного Суда Российской Федерации
*Постановлением Генеральной Прокуратуры России
325. Постановление Правительства Российской Федерации по юридической силе:
*Выше Указа Президента России
* Ниже Указа Президента России
* Ниже Федерального Закона России
326. Постановления пленумов Верховного Суда РФ, а также обзор судебной практики – это пример такого вида систематизации права, как
327. Правилами внутреннего распорядка ООО «Василек» было предусмотрена определенная форма одежды сотрудников. Гражданка Сидорова, являющаяся работником данной организации, пришла на работу, ее внешний вид не соответствовал требованиям, указанным выше. К ней были привлечены меры дисциплинарной ответственности. Оспаривая решение руководителя ООО «Василек», Сидорова отмечала, что требование об определенной форме одежды не является обязательным, так как не предусматривается никаким законодательным актом, акты ООО «Василек» не носят нормативного характера.
*Гражданка Сидорова права. К дисциплинарной ответственности можно привлекать работника только в случае нарушения им норм трудового законодательства, а внутренние акты организации к источникам трудового права не выступают
* Гражданка Сидорова неправа, т.к. акты внутреннего распорядка являются нормативными правовыми актами и нормы, в них содержащиеся являются обязательными к исполнению для всех сотрудников организации
*Гражданка Сидорова не права, так как существует Федеральный закон «о правилах внешнего вида работников определенных сфер экономической деятельности»
*Гражданка Сидорова права, так как как подобным требованием к внешнему виду нарушают Конституционные права граждан
328. Правительство Российской Федерации вынесло Постановление «об отмене приказа Министерства Здравоохранения Российской Федерации». Какой принцип нормотворчества был в этом случае нарушен?
329. Право депутата Государственной Думы Российской Федерации привлекать специалистов различных отраслей наук при подготовке проекта федерального закона – является примером реализации принципа ______ нормотворческой деятельности.
330. Право обращаться в законодательный (представительный) орган власти в субъекте Российской Федерации с предложением по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в рамках совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также в рамках вопросов исключительной компетенции субъектов Российской Федерации – право __________ __________
331. Правовой мониторинг осуществляет ряд функций. Одна из них направлена на создание условий, позволяющих предвидеть и даже предвосхищать развитие правовой системы и действующего права, что делает деятельность государства более разумной и целесообразной. Назовите эту функцию:
* Прогностическая
*Регулятивная
*Контроля
*Планирования
332. Правовой мониторинг, осуществляемый общественными учреждениями и организациями – это _______________ правовой мониторинг
333. Правом вносить проекты муниципальных правовых актов наделены
* депутаты представительного органа
* глава муниципального образования,
*граждане, постоянно проживающие на соответствующей территории не менее 5 лет
334. Правом законодательной инициативы не обладает
*Федеральное собрание Российской Федерации
*Правительство России
* Министерство здравоохранения Российской Федерации
*Верховный суд Российской Федерации
335. Правом приоритетного рассмотрения проекта закона на уровне субъекта обладает инициатива _____
* главы субъекта
*прокурора субъекта
*уполномоченного по правам человека субъекта
*депутатов законодательного органа субъекта
336. Предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденных предшествующим опытом – это
337. Предположим, что Министерство просвещения Российской Федерации, изучив и проанализировав опыт иностранных государств, пришло к решению о том, что необходимости продления школьного образования до 14 лет, а начало обучения в школе осуществлять с 5 летнего возраста. Подготовив проект закона о внесении изменений Федерального закона «Об образовании», указанное Министерство отправило соответствующее предложение, а также пакет сопроводительных документов в Государственную Думу Российской Федерации.
* Данный проект закона не будет рассмотрен, т.к. Министерство не обладает правом законодательной инициативы
*Данный проект закона не будет рассмотрен, т.к. подобные вопросы не относятся к компетенции Министерства Просвещения России
*Будет рассмотрен по существу, ибо идея интересная
338. Представьте. Банк России издал Инструкция Банка России от 15.01.2020 N 202-И "О порядке проведения Банком России проверок поднадзорных лиц". Данный документ был опубликован в «Вестнике Банка России». Одно из поднадзорных лиц отказалось предоставить проверяющим перечень запрашиваемых документов. В своем решении указало, что указанная инструкция подлежит государственной регистрации, однако на момент проведения проверки в его организации инструкция зарегистрирована не была. Следовательно, юридических последствий такая инструкция не порождает. Кроме того, по мнению «проверяемого» акты Банка России по юридической силе равны актам федеральных органов исполнительной власти и подлежит опубликованию в официальных изданиях, например, Российской газете. Вестник Банка России же не является изданием, где акты официально опубликовываются.Дайте оценку доводам «проверяемого», отметьте верное высказывание.
* Официальным источником для опубликования, в отличие от актов иных органов, является официальное издание Банка России - "Вестник Банка России"
*Банк России не является федеральным органом исполнительной власти, потому на него не распространяется требование о государственной регистрации издаваемых актов Министерством Юстиции России
* Нормативные правовые акты Банка России подлежат обязательной государственной регистрации, осуществляемой Министерством Юстиции;
*акты Банка России по юридической силе равны актам федеральных органов исполнительной власти и подлежит опубликованию в официальных изданиях, например, Российской газете.
339. Представьте. Глава Федеральной Налоговой Службы разработал проект Постановления Правительства "О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2024 году" и направил его в юридическую службу Правительства России для проведения экспертизы. После проведения экспертизы проект Постановления был вынесен на заседание Правительства Российской федерации.Выберите правильные суждения.
* ФНС РФ вправе разрабатывать проекты Правительства России
*Правом внесения проекта Постановления Правительства наделены только члены правительства
* Прежде чем направить проект Постановления Правительства в юридическую службу Правительства, необходимо было направить его в Министерство Юстиции России для проверки на соответствие действующему федеральному законодательству
* Экспертиза юридической службы – обязательная стадия правотворческого процесса Правительства РФ.
*Для внесения Постановления Правительства необходимо только заключением Министерства Юстиции России
340. Президент России издает нормативные правовые акты, отметьте их
* Указ
* Распоряжение
*Федеральный закон
*Постановление
*Приказы
*Правила
341. Президент России обладает правом законодательной инициативы:
* По любым вопросам общественной жизни
*По вопросам образования
*По вопросам защиты прав человека и гражданина
*По вопросам гражданства
342. Президент России является
* Субъектом законодательной инициативы
* Гарантом Конституции России
* Гарантом прав и свобод человека и гражданина
*Уполномоченным по правам человека в России
343. При поступлении законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации он направляется в ___________________ комитет
* профильный
*специализированный
*специальный
*компетентный
*профессиональный
*следственный
344. Придание конкретному решению суда обязательного значения. На такое решение суда можно ссылаться как на статью закона при решении аналогичных дел:
345. Прием юридической техники, при котором при формулировании нормы права используется обобщающая формулировка;
346. Прием юридической техники, при котором при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при которых она действует.
347. Приказ Министерства Финансов может быть отменен:
*Указом Президента России
*Федеральным законом Российской Федерации
* Решением Верховного Суда Российской Федерации
*Постановлением Генеральной Прокуратуры России
348. Принцип законности раскрывается в следующем:
* Субъекты нормотворчества строго действуют в рамках своей компетенции
*Учет результатов правового мониторинга
* Строго регламентированная процедура принятия нормативных правовых актов
* Строгая иерархия норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах
349. Проекты актов Правительства могут быть внесены:
* членами Правительства,
* руководителями федеральных органов исполнительной власти,
* главами исполнительной власти субъектов РФ
*главами муниципальных образований по вопросам их ведения
350. Прямое участие населения в решении вопросов государственной жизни путем всенародного голосования – это пример _________демократии
351. Разновидность систематизация правовых документов, заключающаяся в их сборе, хранении, регистрации, расположении в определенном порядке и поддержании в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования – это
352. Распределите в хронологическом порядке стадии законотворческого процесса
1 Законодательная инициатива
2 Обсуждение и доработка законопроекта в законодательном органе;
3 Принятие законов;
4 Подписание принятого законодательным органом закона Президентом РФ
5 Опубликование закона и вступление его в силу.
353. Регистрации в Министерстве Юстиции России подлежат нормативные правовые акты:
* затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;
* устанавливающие правовой статус организаций;
* имеющие межведомственный характер.
*Затрагивающие вопросы налогообложения
*Затрагивающие вопросы обеспечения государственной безопасности
354. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы:
*Подлежат рассмотрению в Минюсте России
* подлежат обязательному рассмотрению в соответствующем органе органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено
*могут быть рассмотрены в соответствующем государственном органе не являются обязательными для рассмотрения
355. С точки зрения правил инкорпорации можно выделить
* Временную
*Хронологическую
*Предметную
* Объектную
356. Семья Петровых выиграла в лотерею квартиру в г. Москве. Однако им было сообщено путем направления соответствующего уведомления налоговым органом о необходимости уплаты налога на доход физических лиц в связи с получением выигрыша. Однако Петровы платить отказались и обратились в суд. В защиту своей позиции Петровы заявляли, что не были оповещены о необходимости уплаты каких-либо платежей, кроме того, ни по телевизору, ни в газете не видели и не встречали предупреждений о необходимости уплаты такого налога. Представитель налогового органа в судебном заседании заявил, что обязанность уплачивать налоги предусмотрена Конституцией России, виды налогов, а также элементы налога определяются Налоговым Кодексом Российской Федерации, который был опубликован надлежащим образом. Чья позиция правильная?
* Незнание закона не освобождает ни от ответственности, ни от обязанности, при условии, что закон принят и опубликован в соответствии с законодательством
*Петровы получили выигрыш, не были уведомлены непосредственно при его получении об обязанности платить налог, следовательно платить не должны
*Суд может принять сторону Петровых, если уплата данного налога поставит их в тяжелое финансовое положение
357. Сигнал светофора – это пример правового
358. Система общеобязательных правил поведения людей, установленная или санкционированная государством и обеспеченная его принудительной силой – это
359. Систематизация нормативно-правовых актов используется ...
*для устранения пробела в праве
*для создания абсолютно нового нормативно-правового акта
* для обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией
*как средство толкования
360. Систематизация права осуществляется
* на постоянной основе
*Регулярно, раз в год
*раз в 5 лет
*раз в 10 лет
361. Собрание законодательства Российской Федерации – является пример какого вида систематизации права?
362. Советом Федерации при рассмотрении Федерального Конституционного Закона Российской Федерации для его одобрения решение принимается:
* ¾ от общего числа сенаторов
*½ от общего числа сенаторов
*2/3 от общего числа сенаторов
363. Совокупность общеобязательных правил поведения людей, установленных государством или им санкционированных и обеспеченных принудительной силой государства – это
364. Согласно статьям 316 и 317 УПК РФ, судья не проводит в общем порядке исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу (исследуются только обстоятельства, характеризующие личность подсудимого и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание). Приговор же, постановленный в соответствии со ст. 316 УПК РФ, не может быть обжалован в апелляционном порядке по основанию — несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела: а) выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными на судебном заседании; 2) суд не учел обстоятельств, которые могли существенно повлиять на выводы суда; 3) в приговоре не указано, по каким основаниям при наличии противоречивых доказательств, имеющих существенное значение для выводов суда, суд принял одни из этих доказательств и отверг другие; 4) выводы суда, изложенные в приговоре, содержат существенные противоречия, которые повлияли или могли повлиять на решение вопроса о виновности или невиновности осужденного или оправданного, на правильность применения уголовного закона или на определение меры наказания (ст.ст. 389.15, 389.16 УПК РФ). Указанные статьи, в совокупности являются примером:
* Правовой фикции
*Правовой аксиомы
*Правовой презумпции
*Правовой оговорке
365. Согласно Указу Президента РФ от 20.05.2011 N 657 (ред. от 13.01.2023) "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" полномочия по осуществлению правового мониторинга возложены на
366. Содержание юридической техники:
*Содержательно-структурные правила
*Процессуальные правила
* Содержательные правила
* Правила обеспечения логики права
* Структурные правила
* Языковые правила
*Стилистические правила
* Формальные (реквизитные) правила
* Процедурные правила
*Нормативные правила
367. Способы юридической техники – это …
*пути достижения цели, упорядочения правового материала или правоотношения (например, человек, которого оскорбили вправе защищать себя в гражданско-правовом или уголовно-правовом порядке)
* сложная по содержанию деятельность, включающая совокупность приёмов (например, конструкция договора)
*действия, способные повторяться при осуществлении какой-либо юридической деятельности (например, приём отсылок к другому нормативному правовому акту)
368. Срок общественной экспертизы:
*Не более 30 дней
*Не более 60 дней
*Не более 100 дней
* Не более 120 дней
369. Студенты Иванов и Петров в рамках семинарского занятия поспорили о соотношении понятий «правотворчество» и «нормотворчество». Студент Иванов полагал, что особенность нормотворчества - в его социальной основе, служит отправной точкой для возникновения и развития права в целом, необходимости его санкционирования для дальнейшего развития взаимосвязи между обществом и государством. Правотворчество в этом случае рассматривается как более узкое понятие и направлено на закрепление уже сложившихся наиболее значимых для существования общества норм государством, в целях обеспечения их выполнения его принудительной силой. Совершенно иную позицию высказывал Петров Он считал, что правотворчество как процесс создания, изменения и прекращение правовых актов, не только нормативных правовых актов, но и любых официальных документов, содержащих юридические нормы. Нормотворчество рассматривается как процесс создания и закрепления норм права, с последующим их санкционированием в нормативных правовых актах. Таким образом правотворчество представляет собой более широкое понятие. Кто прав?
*Прав студент Иванов, Петров ошибается
*Прав студент Петров, Иванов ошибается
* Правы оба, ибо существует два подхода к пониманию и соотношению понятий «правотворчество» и «нормотворчество»
370. Студенты Петров и Сидоров поспорили. Петров утверждал, что уполномоченным органом по ведению Государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти выступает МИНЮСТ России. После принятия акта федеральный орган исполнительной власти в течение 10 дней отправляет такой акт в Министерство юстиции Российской Федерации. Последнее, в свою очередь, в срок от 15 до 20 дней осуществляет необходимые меры по проверки акта и его регистрации. При этом Петров отмечал, что подобные требования распространяются и на акты Банка России, и Государственные Корпорации, и Следственный Комитет и иные органы. Студент Сидоров, соглашаясь с тем, что акты федеральных органов власти действительно подлежат государственной регистрации, отмечает, что Государственные корпорации являются некоммерческими юридическими лицами, а не органом публичной власти, кроме того их нельзя рассматривать и как государственные органы с особой компетенцией. Потому акты Государственных корпораций не могут подлежать государственной регистрации. Дайте оценку двум позициям.
*Студент Сидоров прав
* Прав студент Петров
*Оба студента неправы, т.к. Государственные корпорации- это особый тип органов публичной власти
371. Существует подход, согласно которому принципы научности и технического совершенства рассматривают в совокупности и называют такой «объединенный принцип» - принципом законность,
* Профессионализма
*гуманизм
*демократизм
372. Существуют установленные правила (методические рекомендации) по юридико-техническому оформлению законопроектов
*никаких методических рекомендаций
*есть, они установлены Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
* есть, они подготовлены юридическими службами органов государственной власти и Министерством юстиции Российской Федерации
373. Упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных правовых актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного правового акта – это
* Кодификация
* консолидация
*унификация
* учет
374. Условный образ (вещественный, вербальный, звуковой и т. д.), которому придается определенное политико-правовое значение.