Правовые основы деятельности психолога.дпо
1. Соотнесите этические принципы и их компоненты: Тип ответа: СопоставлениеA. Принцип уважения достоинства, прав и свобод личности
B. Принцип конфиденциальности
C. Принцип компетентности
D. Принцип осведомленности и добровольного согласия Клиента
E. Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.
F. Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.
G. Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса H. Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях.
2. Принцип конфиденциальности в работе психолога с детьми предполагает: …*донесение информации о любых проблемах ребенка родителям и опекающим его взрослым *предоставление информации о ребенке только по просьбе родителей
*сокрытие для других людей проблем ребенка без согласия родителей
*утаивание во всех случаях острых проблем ребёнка
3. Выделите основной раздел рекомендаций, входящий в Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» (вместе с «Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации»)*В организации деятельности педагога-психолога в процессе психолого-педагогического сопровождения образования, представленные в приложениях
*Реестр рекомендуемых программ психологической помощи
*Описание работающих моделей психологических служб в субъектах Российской Федерации, включая описание взаимодействия юридических лиц в системе управления образованием в регионе (ПМПК, ППМС-центрами, методическими объединениями, профессиональными сообществами, КДНиЗП) в связи с оказанием психологической помощи обучающимся
*Представленные психолого-педагогические программы обосновывают место и роль коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы педагогов-психологов, а также опыт развития междисциплинарного взаимодействия специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения образования
4. Является ли выстраивание работы с клиентом, вне зависимости от пола, статуса, религиозных вероисповеданий, правовой компетенцией специалиста-психолога?*Да
*Нет
*Да, если он не является преступником
5. Действия, которые с точки зрения этических принципов недопустимы в работе психолога с детьми*Оказание услуг платно
*Принуждение ребенка к выполнению каких-либо заданий
*Разглашение конфиденциальной информации о ребенке
*Флирт с родителями ребенка
6. Верно ли утверждение: «Специалисту-психологу необходимо обладать знаниями о правовых основах своей профессиональной деятельности»*Верно
*Вопрос спорный, поскольку в РФ не существует законов об оказании психологической помощи
*Неверно
*Это зависит от организации, к которой принадлежит психолог, от его места работы
7. Действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей и их взаимоотношения (в концепции М. С. Строговича) называются ...*идеология
*нравственность
*политика
*религия
*этика
8. Выделите обязательные требования, которые предъявляются к профессиональной подготовке практического психолога*Наличие высшего психологического образования
*Научная степень по соответствующему направлению
*Прохождение курсов повышения квалификации без получения высшего психологического образования
*Прохождение стажировки в специализированных центрах
9. Профессиональная компетентность практического психолога – это …*знание и умение применять психологические методы и технологии в работе с клиентами *знание только общей психологии
*обязательное наличие диплома психолога
*способность устанавливать доверительные отношения с клиентами
10. Что относится к правовой компетенции специалиста-психолога?*Знание и применение всех необходимых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность психолога
*Конфиденциальность в работе с информацией
*Сотрудничество с руководством, касающееся принятие решений
*Строгое соблюдение этических принципов в работе
11. Установите соответствие между этической категорией и её определениемA. Набор правил, регулирующих поведение психолога в профессиональной деятельности
B. Обязательное соблюдение психологом тайны в отношении данных, полученных в процессе работы с обследуемым
C. Поведение психолога, соответствующее требованиям профессионального сообщества и здравому смыслу
D. Кодекс этики
E. Конфиденциальность
F. Деловое поведение
12. Соотнесите определение понятия «профессионально-важные качества» (ПВК) с их толкованием у разных теоретиковA. Бодров В.А.
B. Калитеевская Е.Р
C. Кузьмина Н.В.
D. Шадриков В.Д.
E. Совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения в реальной деятельности
F. Профессиональные качества личности, которые являются потенциальными или актуальными способностями к данной деятельности или профессии
G. Качества, которые могут выступать отношения человека к труду, к себе, к обществу, к другому человеку; психические процессы, такие как мышление, внимание, память и др.
H. Индивидуальные качества субъекта, которые включены в процесс деятельности и влияют на эффективность ее выполнения по основным параметрам деятельности (производительности, качеству и надежности) и влияющие на успешность её освоения.
13. Выберите из предложенного списка этические принципы, которые обеспечивают соблюдение профессиональной этики психолога в психотерапевтическом процессе*Избегание конфликтов и обсуждения конфликтных тем
*Исключение вреда и обязательная помощь
*Конфиденциальность
*Манипулятивность
*Ответственность
*Принцип необязательности психологической помощи
*Соблюдения границ и автономия клиента
14. Отметьте виды деятельности психолога, которые относятся психологическому просвещению.*Информирование о возможных заболеваниях и путей их получения
*Информирование о возможных реакциях других людей
*Информирование о возможных реакциях на новый опыт
*Информирование о стереотипах
*Исследование запроса клиента
*Перенаправления к другим специалистам (к терапевту, психиатру, неврологу)
15. Выберете юридические документы, которые легли в основу создания Этического кодекса психологов Российского психологического общества Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов*Всеобщая декларация прав человека
*Конституция РФ
*Международная Универсальная декларацияэтических принципов для психологов
*Указ Президента от 09.04.2014
*Устав Российского психологического общества
*Федеральный закон Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных»
*Хельсинксая декларация Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования»
*Этический метакодекс Европейской федерации психологических ассоциаций
16. Выберете функции Этического кодекса психолога*Внутренняя регуляция деятельности сообщества психологов
*Применение санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности *Регуляция отношений психологов с обществом
*Саморегуляция Психологов и их Клиентов
17. К социальным правам относятся …*право на развод
*право на образование
*право на отдых
*право на смену пола
18. Выберете санкции, применяемые к Психологу при нарушении Этического кодекса*Запрет на консультативную деятельность
*Предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание)
*Привлечение Психолога к суду
*Приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РП
19. Укажите требования к повышению квалификации практического психолога*Наличие степени магистра по психологии
*Публикации научных статей в специализированных журналах
*Регулярное прохождение курсов повышения квалификации
*Участие в научных конференциях и семинарах
20. Соотнесите понятия общих норм этического кодекса с их толкованиемA. Компетентность
B. Неразглашение информации
C. Уважение и права других людей
D. Недискриминация
E. Честь и достоинство клиентов
F. Психолог, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными особенностями
G. Вопросы разглашения/неразглашения полученных результатов должны быть оговорены психологом и клиентом; решение должно быть принято на основе согласия/несогласия в первую очередь клиента
H. В своей профессиональной деятельности психолог с уважением относится к правам других людей и их установкам, мнениям, моральным нормам и т.п., которые отличаются от его собственных
I. В своей профессиональной деятельности психолог всячески избегает какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социально-экономического статуса или иного признака
J. Психолог не имеет права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов
21. Консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является …*Верховный Суд РФ
*Конституция РФ
*Морально-нравственный комитет РФ
*Этический комитет Российского психологического общества
22. Этические принципы в работе психолога с педагогами*Завуалированная ложь
*Конфиденциальность
*Объективность
*Разумный оптимизм
*Эмпатия
*Юмор
23. Завершите предложение: «Основным принципом работы психолога-консультанта должен быть принцип …»*не навреди
*психологической тайны
*совершенствования
*сотрудничества
24. Соотнесите понятия и их определения:A. Право
B. Мораль
C. Нравственность
D. Фиксированные нормы поведения, за нарушение которых человек несет строго установленную ответственность
E. Неформальные (неписаные) нормы поведения, отражающие сложившиеся традиции, обычаи и предрассудки. Вбирает в себя представления людей о добре и зле, о добродетели и пороках, о свободе и ответственности, о справедливости, совести, вообще о положительном, желательном, должном в межчеловеческих отношениях и, с другой стороны, о недопустимом, нежелательном.
F. Совесть конкретного человека, основанная на принятии (или непринятии) существующих норм жизни, позволяющая человеку сохранять свое достоинство в нестандартных ситуациях
25. Ситуации, при которых психолог имеет право раскрыть конфиденциальную информацию о ребенке*Во всех случаях, если ребёнок сирота
*Если сокрытие информации помогает быстро решить проблему ребенка
*При согласии ребенка на раскрытие информации
*Требование закона
26. Этические принципы взаимодействия практического психолога с обследуемым*Принцип конфиденциальности
*Принцип ограничения прав клиента на выбор методов консультирования
*Принцип уважения к личности
*Принцип ускорения процесса лечения/консультирования
*Принцип эмпатии
27. Действия психолога в получении информации во время беседы с ребёнком о сексуальных действиях, совершаемых в отношении него другим человеком*Не обязан ничего делать, так как информация защищена принципом конфиденциальности
*Обязан сообщить об этом полиции
*Обязан сообщить об этом родителям и раскрыть конфиденциальность
*Работа с ребёнком по удалению сексуальной травмы при соблюдении конфиденциальности
28. Укажите количество статей, включенных во Всеобщую декларацию прав человека*40 статей
*Две преамбулы и 40 статей
*Преамбула и 25 статей
*Преамбулы и 30 статей
29. Укажите временной интервал, на котором существует такое историческое понятие, как этика*более десяти веков
*более двадцати веков
*со времен Христианства
*с конца XVIII века
30. Из перечня документов выберите те, которые входят в «Международный билль о правах человека»*Всеобщая декларация прав человека
*Декларация прав человека и гражданина
*Женевская конвенция о правах военнопленных
*Конвенция о правах ребёнка
*Международный пакт о гражданских и политических правах
*Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
31. Выберите из списка социально-культурные права и свободы*Право на получение бесплатного высшего образования
*Право на свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания
*Право свободно выбирать место жительства
*Право сохранять свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком
32. Укажите документ, устанавливающий права инвалидов во всем мире*Всеобщая декларация прав человека
*Конвенция о правах инвалидов
*Конституция РФ
*Трудовое право
33. Выделите направления деятельности, включенные в Службу практической психологии в системе*Консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования
*Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов
*Психологическая профилактика-предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития
*Психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения
*Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях
34. Установите соответствие между разделами теоретической этики и их названиямиA. Аретология
B. Деонотология
C. Аксиология
D. Фелинология
E. Танатология
F. Учение о добродетелях
G. Учение о долге
H. Учение о ценностях
I. Учение о счастье
J. Учение о смерти
35. Выделите основную задачу, входящую в «Концепцию развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017).*Коррекция детско-родительских отношений
*Профессиональная подготовка в преодолении школьной тревожности, страхов, фобических, аффективных и личностных расстройств
*Психотерапия и осведомление родителей (законных представителей) ребенка по требуемым методикам обучения, воспитания, развития
*Реализация программ преодоления трудностей в обучении
36. Вид психологической помощи, представленные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012*Групповая терапия обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
*Индивидуальная терапия обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
*Направление обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации
*Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
37. Меры, которые должен предпринимать психолог, если родители проявляют насилие над ребенком.*Защита ребенка в соответствии с установленной процедурой
*Использование конфликтологических техник в разрешении конфликта с родителями
*Обсудить ситуацию с воспитателем/преподавателем ребенка
*Поощрение родителей обращаться за помощью к другим специалистам
38. Соотнесите понятия общих норм этического кодекса с их толкованиемA. Компетентность
B. Неразглашение информации
C. Уважение и права других людей
D. Недискриминация
E. Честь и достоинство клиентов
F. Психолог, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными особенностями
G. Вопросы разглашения/неразглашения полученных результатов должны быть оговорены психологом и клиентом; решение должно быть принято на основе согласия/несогласия в первую очередь клиента
H. В своей профессиональной деятельности психолог с уважением относится к правам других людей и их установкам, мнениям, моральным нормам и т.п., которые отличаются от его собственных
I. В своей профессиональной деятельности психолог всячески избегает какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социально-экономического статуса или иного признака
J. Психолог не имеет права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов
39. Укажите формы/способы повышения квалификации психолога*Окончить дополнительные курсы
*Получить второе высшее образование
*Пройти дополнительное обучение по одной из профильных программ
*Пройти супервизию
*Регулярно участвовать в конференциях и семинарах
40. В Этическом кодексе термин «Клиент» относится к …*лицу, группе лиц или организации, которые согласились быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах, или лично обратились к Психологу за психологической помощью
*лицу, производившему оплату за консультацию
*постоянному посетителю, покупателю, заказчику
*человеку, нуждающемуся в помощи
41. Выделите положение, которое можно рассматривать как наиболее приемлемое во время проведения консультирования*Предлагать конкретный план действий по разрешению проблемы
*Не давать советы клиенту, предоставляя ему информацию в «нейтральной» форме
*Сделать так, чтобы клиент понял, что ему нужна профессиональная помощь
42. Выделите основные группы компетенций специалиста-психолога*Компетенции, которые дают возможность психологу оказывать услуги эффективно (вспомогательные компетенции)
*Компетенции, которые касаются собственно содержания профессиональной психологической деятельности (основные компетенции)
*Компетенции, которые определяют внешний вид специалиста
*Компетенции, которые регламентируют стаж работы специалиста
43. Укажите приоритеты, по которым нормы материального права отличаются от норм процессуального права*По адресату
*По свойствам
*По характеру ответственности при правонарушении
*По юридическим последствиям
*Приемам урегулирования общественных отношений «что делать?», «как делать?»
44. Документ, регламентирующий процессуальный порядок рассмотрения дел в судах общей юрисдикции по жалобам граждан на акты органов исполнительной власти*Административный кодекс
*Арбитражный процессуальный кодекс
*Гражданско-процессуальный и уголовный кодекс
*Гражданско-процессуальный кодекс
45. Укажите форму, по которой разрабатывается и принимается коллективный договор *Общая конференция трудового коллектива
*Референдум
*Сессия Федерального собрания
*Собрание руководителей предприятия, фирмы, организации
46. Какие вопросы необходимо обсудить психологу перед началом работы, если он берет на себя профессиональные обязанности по отношению к пациенту, а пациент гарантирует своевременную оплату?*Валюта при оплате сеанса
*Спектр оказываемых услуг
*Форма оплаты в случае, если пациент не является на при¬ем
*Формат бартерной сделки
*Цена сеанса