41. На уроке по баскетболу проходят соревнования. В мальчика, который не попал в кольцо, вследствие чего команда проиграла, начинают кидать мячом и смеяться. Каковы должны быть действия учителя?
* Это соревновательный момент, ребята сами разберутся. Учителю не следует вмешиваться.
* Учителю нужно подойти к мальчику и защитить его, а всем, кто кидал в него мячом, написать замечание в дневник.
* Учителю нужно выяснить, почему произошла такая ситуация: или мальчик плохо играет, или у него реальный конфликт с коллективом. В зависимости от результата необходимо провести беседы с классом и данным учеником.
42. Назовите свойство личности человека производить взаимообусловленные изменения в себе и в окружающей среде:
* противостояние
* крепость
* устойчивость
* сопротивляемость
43. О необходимости развития социального партнёрства говорится в программных документах развития образования в Российской Федерации, в частности в …
* «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
* «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
* «Национальной доктрине развития образования на период до 2025 года»
* Законе РФ «Об образовании»
44. Образовательная среда - это...
* окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования целенаправленное обучение и воспитание, которые формируют психические особенности человека
* система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
45. Определите виды проявления психологического насилия по описанию:
* Это метод контролирования другого человека с применением ненормативной лексики, грубых и оскорбительных слов.
* патриархальная модель семьи
* косвенное психологическое насилие
* прямое психологическое насилие моббинг
* вербальное (словесное) психологическое насилие
46. Особенности субъектов образовательной среды относятся к … компоненту структуры образовательной среды школы
* пространственно-семантическому
* содержательно-методическому
* коммуникационно-организационному
* управленческому
47. Отечественные ученые выделяют такие внешние факторы, способствующие вовлечению молодежи в деструктивные интернет-сообщества, как …
* отсутствие возможностей для позитивного саморазвития
отсутствие позитивных жизненных ориентиров и ценностей в реальной жизни
* социальная напряженность в учебных заведениях, семьях, на улицах
намеренное навязывание с помощью манипулятивных психотехник сценариев для разрушения личности
* склонность к саморазрушению и агрессии под влиянием легитимации насилия в культуре вовлечение молодежи в преступную деятельность
* высокий уровень психологической неустойчивости молодежи
48. Отечественные ученые выделяют такие внутренние факторы, способствующие вовлечению молодежи в деструктивные интернет-сообщества, как …
* культ насилия, навязываемый средствами массовой информации (СМИ) и медиакультурой, как способ преодоления любых проблем
* отсутствие позитивных смысложизненных ориентиров и ценностей в реальной жизни
* высокий уровень психологической неустойчивости молодежи
* намеренное навязывание с помощью манипулятивных психотехник сценариев для разрушения личности
* склонность к саморазрушению и агрессии под влиянием легитимации насилия в культуре
* вовлечение молодежи в преступную деятельность
* отсутствие возможностей для позитивного саморазвития
49. Педагог-психолог в условиях дистанционной работы не может использовать определенные средства и формы профилактической работы с обучающимися и их родителями (или их законными представителями) – в частности, …
* использовать материалы сайтов по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) (сайт Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ; «Трудные дети» подраздел «Нет наркотикам!»; информационно-публицистический ресурс «Нет наркотикам!» и др.)
* использовать материалы сайтов по профилактике стрессовых состояний на итоговой аттестации, психологической поддержки выпускников (официальный информационный портал единого государственного экзамена, «Сдать ЕГЭ просто!» и т.д.)
* информировать родителей (их законных представителей) и обучающихся о чате доверия для подростков (мырядом.онлайн и т.д.)
* разбирать конкретные случаи, выявленные в учебном учреждении, употребления психоактивных веществ и т.д.
50. Педагог-психолог при коррекции обучающихся в условиях дистанционного обучения эффективно использует такие средства и формы работы, как …
* тренажеры по развитию познавательных процессов, например Викиум (https://wikium.ru/), развивающие компьютерные игры детского портала «Солнышко» (http://www.solnet.ee/games/g1.html)
* активные социально – психологические тренинги
* расслабляющие, стимулирующие, развивающие компьютерные психологические программы (например, для снятия физического напряжения и оптимизации умственной деятельности или для снятия стресса с помощью интегратора движения глаз)
* материалы методической поддержки организации дистанционного образования обучающихся
51. Педагогическая поддержка в личностно-ориентированном обучении – это….
* процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей
* деятельность педагогов по оказанию помощи обучающимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением
* деятельность педагогов по оказанию помощи обучающимся в процессе обучения осуществление человеком или группой возможности избирать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности
52. Перечислите основные признаки социально безопасной среды:
* надежность
* устойчивость
* сложность
* открытость
* повышенная интеллектуальность
* креативность
* динамизм
53. Под новым качеством современного образования понимается соответствие …
* целей и результатов общего образования современным социальным требованиям
* содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся
* условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения их психологического комфорта
* условий образовательной деятельности требованиям большого и малого бизнеса
54. Под стратегией … понимаются основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам
* совладания
* приобщения
* коррекции
* сопротивления
55. Последовательная неспособность педагога, родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность, называется...
* психологическим насилием
* психологическим пренебрежением обязанностями
* психологическим жестоким обращением
* психологическим давлением
56. При определении исходного уровня профессиональной компетентности учителя при включении его в процесс повышения квалификации несущественными являются такие параметры, как …
* самостоятельность учителя в поиске и оценке психологической информации, способствующей успешному решению профессиональных педагогических задач
* готовность к восприятию и осмыслению новых психологических знаний и принятию
психологической практики как средства совершенствования деятельности
* возможность перестраивания индивидуальных моделей взаимодействия с учащимися с опорой на психологические знания и закономерности
* темперамент учителя и его характерологические характеристики
57. Чешский психолог Б. Краус, анализируя семейную среду, выделяет в ней такие сферы, как …
* эмоциональная персональная среда
* социально-культурная среда
* технико-гигиеническая среда, социально-экономическая и демографическая среда
* творческая среда
* коммуникативная среда
* среда воспитательных и школьных учреждений
* среда трудового коллектива
58. Проанализировав работы И. А. Баевой, А. В. Литвиновой, М.Н. Коджаспировой, Л. А. Гаязовой выделите основные аспекты, отражающие направление проблемы безопасности образовательной среды
* педагогический аспект
* экологический аспект
* экономический аспект
* валеологический аспект
* психологический аспект
* творческий аспект
59. Прозвенел звонок на первый урок в 8-м классе. Прошло минут 5–10. Учитель вел подготовку учащихся к восприятию нового материала. Вдруг слышится стук в дверь, заходит один из «трудных» подростков и начинает проситься в класс, попутно смеша учащихся смешными кривляньями. Начало урока было сорвано, учебный настрой ушел. Как следует поступить учителю?
* Очень строго отчитать ученика, затем пустить его в класс и в знак наказания не разрешать ему сразу садиться за парту, а какое-то время отстоять за своим рабочим местом.
* Предупредить ученика, что в следующий раз при опоздании на урок в класс он зайдет только после согласия директора школы.
* Не акцентируя внимание на опоздании и кривлянии, спокойно сказать, чтобы ученик скорее садился на место, т.к. сегодня очень интересная тема и было бы жаль, если он пропустит самое интересное (можно также спросить о том, что он знает по данному вопросу).
* С юмором сказать опоздавшему ученику, что хорошо, что его сейчас не видит его мать. Она бы наверно очень расстроилась, что вырастила клоуна и непунктуального человека, который даже вовремя прийти на урок не сможет.
60. Психическое насилие – это …
* постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности
* умышленное причинение человеку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.)
* периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития
* действия, нацеленные на управление социальной средой ребенка или подростка, наносящие ущерб социальному статусу жертвы и ее взаимоотношениям с другими людьми
61. Психологически безопасное общение включает …
* нарушение общепринятых норм участниками общения
* диалогическая направленность участников общения
* манипуляция участников общения
* уход от контакта участников общения
62. Психологическое воздействие оказывает существенное влияние на определенные сферы психики отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом, в частности, на …
* потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания)
* интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление)
* коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия)
* личностно-деятельностную (поведение в труде, коллективе)
* интеллектуально-поведенческую (знания, особенности общения, взаимодействия, восприятия)
63. Разрешение проблемных ситуаций в процессе повышения квалификации способствует активному развитию психологической компетентности учителей. В качестве наиболее конструктивного зарекомендовал себя алгоритм работы, включающий в себя следующие этапы работы с учителями в процессе повышения квалификации: 1. Полученный банк данных анализируется и систематизируется, на этом основании выделяются наборы типичных ситуаций различных классов. 2. На основе разобранных ситуаций из банков данных формируется дидактический сборник педагогических ситуаций для использования на последующих занятиях активного обучения. 3. Учителям предлагается описать наиболее яркие ситуации из их индивидуального опыта, которые вызывали затруднения, или те проблемные ситуации, педагогическая целесообразность решения которых до сих пор вызывает сомнения. Все ситуации формируют банк данных группы. 4. Наборы типичных ситуаций из банка данных подвергаются методической обработке группой экспертов, в которую входят компетентные психологи и педагоги, а также независимые эксперты (учащиеся, родители, руководители образования). Расположите эти задачи по порядку их реализации в тренинге.
* Порядок задач при их реализации в тренинге – 1, 2, 4, 3.
* Порядок задач при их реализации в тренинге – 3, 1, 4, 2.
* Порядок задач при их реализации в тренинге – 2, 4, 3, 1.
* Порядок задач при их реализации в тренинге – 4, 3, 2, 1.
64. Реализация личностного потенциала, связанная с активностью личности, её целеполаганием и уровнем притязаний, развитием субъектности, в создании продукта самостоятельной деятельности, называется...
* самореализацией личности
* совместной деятельностью
* психологическим сопровождением
* психологической помощью
65. Символическое пространство школы относится к … компоненту структуры образовательной среды школы
* пространственно-семантическому
* содержательно-методическому
* коммуникационно-организационному
* управленческому
66. Система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических задач, как …
* обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества
* сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества
* обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах сохранение культурных ценностей
67. Ситуация произошла в школе (7 класс) в физкультурном зале на соревнованиях по футболу между классами. Между учениками параллельных классов возник конфликт во время игры. Ребята столкнулись и начали выяснять отношения. Педагог побежал разбираться, в чем дело (уже почти дошло до драки). Когда он подошел к мальчикам и попытался вмешаться, один из учащихся грубо ему ответил (он не понял, что это учитель). Причиной послужило возбужденное, взбудораженное состояние ученика, вызванное случившимся конфликтом. Учащийся сказал такое сгоряча, не обратив внимание на того, кому он это говорит. Когда он понял, что это его обращение было направлено на педагога, он посчитал, что важнее в данный момент доказать свою правоту в конфликте с другим учеником (подростковый возраст – время реализации себя в первую очередь в коллективе сверстников), а потом уже выяснять отношения с учителем. Педагог добился того, чтобы встал вопрос об отчислении этого учащегося из школы (но его не отчислили).
Воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, называется…:
* преподаванием
* образованием
* научением
* педагогической деятельностью
68. Совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих сохранить человеческое достоинство и достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, называется...
* педагогической поддержкой
* совместной деятельностью
* условиями самореализации
69. Согласно основным правилам формирования убеждений, …
* логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия
* убеждающая информация должна выглядеть максимально правдоподобной
* сообщаемые факты и общие положения не должны вызывать эмоциональную реакцию объекта воздействия
* информация должна содержать только конкретные факты, без обобщенных положений
70. Создание ситуации успеха на уроке – это …
* словесное подтверждение решения задач, удовлетворение результатом выражение заинтересованности в мнении и идеях других, обращение к ученикам с уточняющими вопросами
* целенаправленная деятельность, сочетающая в себе условия, при которых создается возможность достижения значительных результатов в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса
* словесное выражение оптимистичного настроя к процессу взаимодействия с учениками
71. Соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся проявляется через …
* повышение доступности содержания образования на основе вариативности и применения современных образовательных технологий
* создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях
* повышение уровня востребованности обществом результатов школьного образования во внешкольной и послешкольной деятельности учащихся
* сокращение содержания образования с целью предотвращения его перегруженности
72. Социальная среда - это...
* окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования
* целенаправленное обучение и воспитание, которые формируют психические особенности человека
*система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
73. Социально-культурные факторы, влияющие на психическое здоровье, в частности на возникновение невротических реакций сотрудников, обусловлены …
* дисгармонией во взаимоотношениях в коллективе, частыми конфликтами, ссорами, высоким уровнем конкурентности и незащищенностью сотрудников
* неудовлетворенностью жилищно-бытовыми условиями, невозможностью разнообразно проводить досуг, невозможностью получать качественную медицинскую помощь, неудовлетворенностью материальным обеспечением в целом
* ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления
* неспособностью личности эффективно противостоять синдрому эмоционального сгорания, каждодневным стрессам
74. Структурно-содержательная характеристика образовательной среды, которая характеризует значимость локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса и показывает иерархическое положение конкретной среды по отношению к другим источникам влияния на личность, – это …
* широта
* интенсивность
* осознаваемость
* устойчивость
* эмоциональность
* обобщенность
* доминантность
* когерентность
* социальная активность
75. Структурно-содержательная характеристика образовательной среды, которая характеризует степень координации деятельности всех ее субъектов, – это …
* широта
* интенсивность
* осознаваемость
* устойчивость
* эмоциональность
* обобщенность
* доминантность
* когерентность
76. Такая эффективная форма профилактики насилия в молодежной среде, как «социальный театр», родилась в …
* Москве
* Перми
* Санкт-Петербурге
* Воронеже
77. Такой вид проявления психологического насилия, как …, предполагает действия, нацеленные на управление социальной средой другого человека, разрушительные отношения посредством целенаправленных манипулятивных и деструктивных действий, наносящих ущерб социальному статусу жертвы и ее взаимоотношениям с другими людьми
* косвенное психологическое насилие
* прямое психологическое насилие
* моббинг
* вербальное (словесное) психологическое насилие
78. Такой вид проявления психологического насилия, как …, представляет собой групповую травлю и преследование, которое может проявляться в форме присваивания другому человеку обидной клички, придирок, насмешек, толканий, высмеивания, клеветы, распространения слухов, критики, объявления бойкота, дезинформации и др.
* косвенное психологическое насилие
* прямое психологическое насилие
* моббинг
* вербальное (словесное) психологическое насилие
79. Такой вид проявления психологического насилия, как …, представляет собой метод контролирования другого человека с применением ненормативной лексики, грубых и оскорбительных слов
* патриархальная модель семьи
* косвенное психологическое насилие
* прямое психологическое насилие
* моббинг
* вербальное (словесное) психологическое насилие
80. Тип образовательной среды … воспитывает личность с высокой самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную
* Карьерный»
* Догматический»
* Идейный»
* Безмятежный»
81. Тип образовательной среды … формирует конкурентоспособность, упорство, деятельный прагматизм, равнодушие к другим
* «Карьерный»
* «Догматический»
* Идейный
* «Безмятежный»
82. Уважаемый учитель с большим опытом работы входит в класс и видит на доске карикатуру на себя. Она выразительная, смешная, точная. Класс молча ждет реакции учителя. Учитель с интересом рассматривает карикатуру и говорит: «Поскольку нарисовано очень хорошо, мне жаль это стирать. Пусть художник сначала перенесет это на бумагу. Я хвалю талантливого карикатуриста». Оцените действия учителя.
* В этой ситуации учитель просто не захотел конфликта и сделал вид, что его не задела данная карикатура.
* В этой ситуации учитель похвалил карикатуру, которая была сделана учеником, тем самым хотел показать, что он не обращает внимания на те вещи, которые делают дети, так как они еще достаточно малы.
* В этой ситуации учитель продемонстрировал свою зрелость. Он не воспринял эту язвительную карикатуру как свою личную обиду. На положительном примере дети учатся в дальнейшем реагировать на жизненные ситуации, учатся уважать других людей, их труд и старание.
83. Удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды проявляется в переживаниях …
* эмоционально-положительного отношения со стороны одноклассников
* удовлетворенности своей учебной деятельностью и соответствующих им поведенческих проявлениях
* субъективного благополучия, эмоционально-положительного отношения со стороны учителя
* тревоги
84. Урок информатики. Примерно за 10 минут до конца урока, педагог вызывает к доске Никиту. Он должен составить программу на языке Pascal, используя алгоритм, изученный на уроке. Звенит звонок. Педагог просит всех выйти из класса, а Никиту остаться и решить задачу. Но учащиеся не уходят, а обступают Никиту, который стоит у доски. Звучат реплики: «Да ты что, совсем глупый», «Это же совсем просто» и.т.д. В результате это начинает раздражать Никиту, и он просит педагога, что бы она попросила остальных выйти из класса. Педагог подходит к толпе и смотрит на доску: «Ай-ай-ай, Никита. Ты даже простую программу не можешь правильно составить». Учащиеся начинают смеяться, а Никита хватает портфель и выбегает из класса.
Хорошая успеваемость и дисциплина на уроке при неблагополучной социально-психологической атмосфере свидетельствует о наличии у педагога... стиля общения.
* демократического
* попустительского
* авторитарного
* смешанного
85. Установите правильную последовательность этапов модели психологического сопровождения:
1 информационный этап
2 адаптационный этап
3 внедрения
86. Учитель, зайдя в класс, увидел, как один из учеников исправляет оценки в журнале. Учитель вызвал в школу родителей ученика. Но когда родители пришли и выслушали претензии педагога, они сказали, что их сын не мог совершить такого поступка, а учитель говорит неправду или прикрывает другого ученика. Какую психологическую защиту применили родители?
* Проекция – механизм психологической защиты, в результате действия которого все мысли, чувства, мотивы, черты характера и т.д. человек приписывает кому-либо или чему-либо.
* Отрицание – механизм психологической защиты, проявляющийся в отказе признавать существование нежелательной информации.
* Диссоциация – механизм психологической защиты, проявляющийся в восприятии ситуации со стороны, то есть «мы здесь ни при чем, ищите проблему в других».
87. Учитель: «А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу». Из класса раздалось недовольное нытье: «Ну зачем?», «Давайте не будем», «Мы и так запомним». Учитель (озадаченно помолчав): «Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку». Опять недовольные выкрики из класса: «Зачем?» «Давайте, лучше таблицу!» и т. д. Учитель: «Ну уж нет, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать». Охарактеризуйте деятельность учителя.
* Уступка желаниям ребят оправдана и может улучшить качество обучения и отношение учеников к своему учителю.
* Планируя работу на уроке, учитель должен изначально решать, какой вид задания лучше подойдет для закрепления материала. И если уж он отступает от запланированного, то это решение должно быть мотивировано не страхом, что ученикам не понравится урок и учитель.
* Такое отношение учителя к желаниям ребят говорит об его уважении мнения обучающихся и желании стимулировать их мотивацию при изучении предмета.
88. Феномен психологической безопасности в отечественной психологической науке рассматривается
на уровне общества, в контексте проблемы национальной безопасности, как часть социальной безопасности – это …
* уровень макросоциальный
* уровень мезосоциальный
* уровень микросоциальный
89. Установите правильную последовательность этапов технологии моделирования активной образовательной среды:
1 анализ существующей (сложившейся) системы образования, методов, средств, условий
2 прогнозирование перспективных направлений и технологий создания активной образовательной среды
3 целеполагание, фиксирующее цели и задачи создания активной образовательной среды
4 выработка и принятие решения, на основании которого фиксируется концепция и подбирается состав разработчиков среды
5 планирование действий, предусматривающих научно-теоретическое, организационно-педагогическое, управленческое обоснование модели, разработку структурной схемы модели
6 проектирование результативно-оценочного компонента активной образовательной среды
90. Установите правильную последовательность этапов психолого-педагогической экспертизы образовательной среды:
1 этап фоновой первичной информации
2 этап сбора основной информации
3 применение психодиагностических методик
4 экспертное заключение
91. Установите правильную последовательность этапов проектирования образовательной среды, обеспечивающих качество образовательного процесса:
1 диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности)
2 формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей проектирования образовательной среды
3 создание образа результата проектирования – новой образовательной среды
4 поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы действий по созданию образовательной среды)
5 этап реализации проекта: непосредственное построение (создание) образовательной среды
6 комплексная экспертиза и рефлексия результатов реализации проекта