307. Проанализируйте предложения 1–3:Со мной произошел странный прецедент. Характеристика преподавателя была положительной. В британском суде создан важный прецедент для исков о клевете. Найдите и исправьте те предложения, в которых нарушены точность и ясность. Обоснуйте свой ответ.
*В первом предложении нарушена точность, неправильно употреблено слово «прецедент», его нужно заменить на слово «инцидент»: Со мной произошел странный инцидент.Второе и третье предложения построены правильно.
*В первом предложении нарушена точность, неправильно употреблено слово «прецедент», его нужно заменить на слово «инцидент»: Со мной произошел странный инцидент.Во втором предложении неясно: преподаватель дал характеристику или это его характеризовали? Правильные варианты: Характеристика, данная преподавателем, была положительной. Характеристика, данная преподавателю, была положительной.Третье предложение построено правильно.
*Первое и третье предложение построены правильно.Во втором предложении неясно: преподаватель дал характеристику или это его характеризовали? Правильные варианты: Характеристика, данная преподавателем, была положительной. Характеристика, данная преподавателю, была положительной.
*Первое предложение построено правильно.Во втором предложении неясно: преподаватель дал характеристику или это его характеризовали? Правильные варианты: Характеристика, данная преподавателем, была положительной. Характеристика, данная преподавателю, была положительной.В третьем предложении нужно заменить слово «прецедент» на «инцидент»: В британском суде создан важный инцидент для исков о клевете.
308. Проанализируйте предложения: Большое внимание будет оказано благоустройству города. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти. Исправьте речевые ошибки (нарушение лексической сочетаемости) в предложениях.
*1) Большое внимание будет уделено благоустройству города. 2) Этому вопросу мы придаем первоочередное значение. 3) Наши фермеры поставили мировой рекорд по настригу шерсти.
*1) Большой интерес будет оказан благоустройству города. 2) Этому вопросу мы придаем первоочередное место. 3) Наши фермеры показали мировой рекорд по настригу шерсти.
*1) Большое внимание будет уделено благоустройству города. 2) Этому вопросу мы придаем первоочередное значение. 3) Наши фермеры взяли мировой рекорд по настригу шерсти.
309. Проанализируйте предложения: Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно. Вспомнив вчерашний вечер, Мите взгрустнулось. Возвращаясь домой, мне стало радостно на душе. Исправьте в предложениях ошибки, связанные с неправильно употребленными деепричастными оборотами.
*1) Прочитав вторично работу, я подумал, что основные мысли выражены в ней правильно. 2) Митя взгрустнул, вспомнив вчерашний вечер. 3) Когда я возвращался домой, мне стало радостно на душе.
*1) Мне подумалось, прочитав вторично работу, что основные мысли выражены в ней правильно. *2) Митя взгрустнул, вспомнив вчерашний вечер. 3) Когда я возвращался домой, мне стало радостно на душе.
*1) Прочитав вторично работу, я подумал, что основные мысли выражены в ней правильно. 2) Митя взгрустнул, вспомнив вчерашний вечер. 3) Возвращаясь домой, чувствовалась радость на душе.
310. Проанализируйте приведенные ниже словосочетания. Социальные процессы; представить объяснительную записку; вещество самопроизвольно загрязняется; математическая обработка данных; давить на нервы; настоящим подтверждаю; характеристика прилагается; величественное сооружение; борьба за равноправие; статистические данные; Пенсионный фонд России; купить тушёнку; вопить без остановки; шахтёрская столица края; ранняя диагностика рака; геном человека; найти отклик в душах людей. Выберите те словосочетания, которые относятся к разговорному стилю.
*Давить на нервы; купить тушёнку; вопить без остановки.
*Борьба за равноправие; статистические данные; Пенсионный фонд России.
*Настоящим подтверждаю; характеристика прилагается; представить объяснительную записку.
*Социальные процессы; шахтёрская столица края; найти отклик в душах людей.
311. Проанализируйте приведенный ниже фрагмент текста делового письма. Уважаемый господин Вяземский. В ответ на Ваше письмо от 05.07.09 мы вынуждены сообщить Вам, что согласно приказа № 122 мы не сможем выполнить Вашу просьбу. Есть ли нарушения морфологических, лексических, синтаксических, пунктуационных, орфографических норм в приведенном фрагменте? Укажите типы ошибок (если они есть) и приведите исправленный вариант.
*В приведенном фрагменте есть пунктуационные и морфологические ошибки. Правильный вариант:Уважаемый господин Вяземский!В ответ на Ваше письмо от 05.07.09 мы вынуждены сообщить Вам, что согласно приказу № 122 мы не сможем выполнить Вашу просьбу.
*В приведенном фрагменте есть пунктуационные ошибки. Правильный вариант:Уважаемый господин Вяземский!В ответ на Ваше письмо от 05.07.09 мы вынуждены сообщить Вам, что согласно приказа № 122 мы не сможем выполнить Вашу просьбу.
*В приведенном фрагменте есть морфологические ошибки. Правильный вариант:Уважаемый господин Вяземский.В ответ на Ваше письмо от 05.07.09 мы вынуждены сообщить Вам, что согласно приказу № 122 мы не сможем выполнить Вашу просьбу.
*В приведенном фрагменте нет ошибок.
312. Проанализируйте словосочетания: «отзыв о книге», «рецензия на рассказ», «памятник Пушкина», «скульптура Пушкина», «по прилёту из отпуска», «сойти с поезда», «по возвращению из командировки», «беспокоиться о сыне», «оплатить за проезд», «обидеть холодным приёмом». Выберите все словосочетания, в которых допущены ошибки в управлении. Выпишите исправленные словосочетания.
*Памятник Пушкину; по прилете из отпуска; по возвращении из командировки; оплатить проезд.
*Памятник Пушкину; по возвращении из командировки; оплатить проезд.
*По прилете из отпуска; по возвращении из командировки; оплатить проезд.
313. Проанализируйте текст, приведенный ниже. Всем вам известна фраза: «Если хочешь быть счастливым, будь им». Кто произнес ее? Персонаж, выдуманный Алексеем Толстым и братьями Жемчужниковыми, – Козьма Прутков. Совсем не все цитаты Козьмы Пруткова умны и точны, но к этой стоит прислушаться. В этой фразе звучит мысль о том, что каждый – творец своего счастья. Счастье очень субъективно и непостоянно, и если оно – субъективное понятие, значит, в наших силах раскрасить жизнь в те или иные цвета радуги, придать событиям тот или иной смысл. Часто встречаются люди, имеющие, кажется, всё, однако несчастные. А другие, даже несмотря на трудности и испытания, заряжают своей радостью, бодростью окружающих. Человек, идущий навстречу своему счастью, подобен подсолнуху, поворачивающемуся навстречу солнцу. Л.Н. Толстой, любивший беседовать на философские темы с простыми людьми, однажды спросил старого крестьянина: «В чем счастье?». Тот ответил: «Все в тебе и все сейчас». Великому писателю так понравилось это высказывание, что он любил повторять его в качестве примера народной мудрости. Таким образом, источник счастья в самом человеке, и быть счастливым нужно именно сегодня, не откладывая жизнь на потом. Если хотите быть счастливым, будьте, ведь счастье в вас! Какие части хрии (рассуждения, которое разъясняет и доказывает какой-либо тезис) использованы в данном тексте? Приведите эти части текста и назовите их. Приведите соответствующие данным частям хрии фрагменты текста.
* Приступ:Всем вам известна фраза: «Если хочешь быть счастливым, будь им». Кто произнес ее? Персонаж, выдуманный Алексеем Толстым и братьями Жемчужниковыми, – Козьма Прутков. Совсем не все цитаты Козьмы Пруткова умны и точны, но к этой стоит прислушаться.Парафразис / разъяснение темы:В этой фразе звучит мысль о том, что каждый – творец своего счастья.Причина / доказательство тезиса:Счастье очень субъективно и непостоянно, и, если оно – субъективное понятие, значит, в наших силах раскрасить жизнь в те или иные цвета радуги, придать событиям тот или иной смысл.Пример:Часто встречаются люди, имеющие, кажется, всё, однако несчастные. А другие, даже несмотря на трудности и испытания, заряжают своей радостью, бодростью окружающих.Подобие:Человек, идущий навстречу своему счастью, подобен подсолнуху, поворачивающемуся навстречу солнцу.Ссылка на авторитет:Л.Н. Толстой, любивший беседовать на философские темы с простыми людьми, однажды спросил старого крестьянина: «В чем счастье?». Тот ответил: «Все в тебе и все сейчас». Великому писателю так понравилось это высказывание, что он любил повторять его в качестве примера народной мудрости.Заключение / вывод:Таким образом, источник счастья в самом человеке, и быть счастливым нужно именно сегодня, не откладывая жизнь на потом. Если хотите быть счастливым, будьте, ведь счастье в вас!
*Приступ:Всем вам известна фраза: «Если хочешь быть счастливым, будь им». Кто произнес ее? Персонаж, выдуманный Алексеем Толстым и братьями Жемчужниковыми, – Козьма Прутков. Совсем не все цитаты Козьмы Пруткова умны и точны, но к этой стоит прислушаться.Причина / доказательство тезиса:В этой фразе звучит мысль о том, что каждый – творец своего счастья.Парафразис / разъяснение темы:Счастье очень субъективно и непостоянно, и, если оно – субъективное понятие, значит, в наших силах раскрасить жизнь в те или иные цвета радуги, придать событиям тот или иной смысл.Ссылка на авторитет:Л.Н. Толстой, любивший беседовать на философские темы с простыми людьми, однажды спросил старого крестьянина: «В чем счастье?». Тот ответил: «Все в тебе и все сейчас». Великому писателю так понравилось это высказывание, что он любил повторять его в качестве примера народной мудрости.Заключение / вывод:Таким образом, источник счастья в самом человеке, и быть счастливым нужно именно сегодня, не откладывая жизнь на потом. Если хотите быть счастливым, будьте, ведь счастье в вас!
*Приступ:Всем вам известна фраза: «Если хочешь быть счастливым, будь им». Кто произнес ее? Персонаж, выдуманный Алексеем Толстым и братьями Жемчужниковыми, – Козьма Прутков. Совсем не все цитаты Козьмы Пруткова умны и точны, но к этой стоит прислушаться.Причина / доказательство тезиса:Счастье очень субъективно и непостоянно, и, если оно – субъективное понятие, значит, в наших силах раскрасить жизнь в те или иные цвета радуги, придать событиям тот или иной смысл.Подобие:Человек, идущий навстречу своему счастью, подобен подсолнуху, поворачивающемуся навстречу солнцу.Ссылка на авторитет:Часто встречаются люди, имеющие, кажется, всё, однако несчастные. А другие, даже несмотря на трудности и испытания, заряжают своей радостью, бодростью окружающих.Заключение/вывод:Таким образом, источник счастья в самом человеке, и быть счастливым нужно именно сегодня, не откладывая жизнь на потом. Здесь можно вспомнить афоризм римского философа Сенеки: «Пока мы собираемся жить, жизнь проходит». Если хотите быть счастливым, будьте, ведь счастье в вас!
*Парафразис:Всем вам известна фраза: «Если хочешь быть счастливым, будь им». Кто произнес ее? Персонаж, выдуманный Алексеем Толстым и братьями Жемчужниковыми, – Козьма Прутков. Совсем не все цитаты Козьмы Пруткова умны и точны, но к этой стоит прислушаться.Приступ:В этой фразе звучит мысль о том, что каждый творец своего счастья.Причина / доказательство тезиса:Счастье очень субъективно и непостоянно, и если оно – субъективное понятие, значит, в наших силах раскрасить жизнь в те или иные цвета радуги, придать событиям тот или иной смысл.Л.Н. Толстой, любивший беседовать на философские темы с простыми людьми, однажды спросил старого крестьянина: «В чем счастье?». Тот ответил: «Все в тебе и все сейчас». Великому писателю так понравилось это высказывание, что он любил повторять его в качестве примера народной мудрости.Пример:Часто встречаются люди, имеющие, кажется, всё, однако несчастные. А другие, даже несмотря на трудности и испытания, заряжают своей радостью, бодростью окружающих.Подобие:Человек, идущий навстречу своему счастью, подобен подсолнуху, поворачивающемуся навстречу солнцу.Заключение / вывод:Таким образом, источник счастья в самом человеке, и быть счастливым нужно именно сегодня, не откладывая жизнь на потом. Если хотите быть счастливым, будьте, ведь счастье в вас!
314. Прочитайте и проанализируйте предложения 1 и 2:Стало быть, угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа данной проблемы очевидна. Укажите случаи смешения стилей, прокомментируйте их, исправьте предложения.
*В первом предложении наблюдается неоправданное включение выражения разговорного стиля «стало быть» в текст научного стиля. Исправленный вариант: таким образом, угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства.Во втором предложении наблюдается неоправданное включение выражения разговорного стиля «надобность» в текст научного стиля. Исправленный вариант: По наблюдению автора настоящей работы, необходимость такого анализа данной проблемы очевидна.
*В первом предложении наблюдается неоправданное включение выражения разговорного стиля «стало быть» в текст научного стиля. Исправленный вариант: Таким образом, угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства.Во втором предложении нет смешения стилей.
*Во втором предложении наблюдается неоправданное включение выражения разговорного стиля «надобность» в текст научного стиля. Исправленный вариант: По наблюдению автора настоящей работы, необходимость такого анализа данной проблемы очевидна.Во первом предложении нет смешения стилей.
*В первом предложении наблюдается неоправданное включение выражения разговорного стиля «стало быть» в текст научного стиля. Исправленный вариант: Угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства.Во втором предложении наблюдается неоправданное включение выражения разговорного стиля «надобность» в текст научного стиля. Исправленный вариант: По наблюдению автора настоящей работы, такой анализ данной проблемы очевиден.
315. Прочитайте и проанализируйте словосочетания 1-6, приведенные ниже: обидеть холодным приемом; по возвращению из отпуска; заведующий аптеки; рецензия на рассказ; по прилету из Франции; по достижении совершеннолетия. В каких из них допущены ошибки? Укажите исправленные словосочетания.
*Ошибки допущены в построении словосочетаний 2 и 3. Верные варианты: по возвращении из отпуска, заведующий аптекой.
*Ошибки допущены в построении словосочетаний 2, 3, 5. Верные варианты: по возвращении из отпуска, заведующий аптекой, по прилете из Франции.
*Ошибки допущены в построении словосочетаний 3, 5, 6. Верные варианты: заведующий аптекой, по прилете из Франции, по достижению совершеннолетия.
*Ошибки допущены в построении словосочетаний 3 и 4. Верные варианты: заведующий аптекой, рецензия о рассказе.
316. Прочитайте и проанализируйте словосочетания, приведенные ниже: обоими книгами; восемьюстами сорока семью рублями; в двух тысяча шестом году; много носков;более лучший пример. В каких из них допущены ошибки? Как можно исправить ошибки в данных словосочетаниях?
*Ошибки допущены в словосочетаниях 1,3,5. Правильный вариант: обеими книгами, в две тысячи шестом году, лучший пример.
*Ошибки допущены в словосочетаниях 1,2,3. Правильный вариант: обеими книгами, восьмистами сорока семью рублями, в две тысячи шестом году.
*Ошибки допущены в словосочетаниях 2,3,4. Правильный вариант:, восьмистами сорока семью рублями, в две тысячи шестом году, много носок.
*Ошибки допущены в словосочетаниях 2,3,5. Правильный вариант:, восьмистами сорока семью рублями, в две тысячи шестом году, лучший пример.
317. Прочитайте и проанализируйте текстовые фрагменты 1-4:Страна восходящего солнца не перестает удивлять по-прежнему. Не сломлюсь, не дрогну, не устану, / Ни крупицы не прощу врагам. Есть тоска веселая...Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. Найдите и назовите художественно-выразительные средства, которые использованы в данных фрагментах.
*В первом предложении перифраз, в втором – градация, в третьем – оксюморон, в четвертом – гипербола.
*В первом предложении эпитет, в втором – градация, в третьем – оксюморон, в четвертом –литота.
*В первом предложении перифраз, в втором –антитеза, в третьем – оксюморон, в четвертом – эпитет.
*В первом предложении эпитет, в втором –антитеза, в третьем – оксюморон, в четвертом – гипербола.
318. Прочитайте предложение: «От такого совета толку нет кроме вреда». Какое коммуникативное качество в нем нарушено в предложении? Как можно исправить ошибку?
*Логичность. Примерный ответ (исправленное предложение): «Такой совет может принести только вред».
*Правильность речи. Примерный ответ (исправленное предложение): «От такого совета толка нет кроме вреда».
*Точность речи. Примерный ответ (исправленное предложение): «Такой совет не имеет толка, а лишь вред».
*Выразительность речи. Примерный ответ: «От такого совета никакого толку нет кроме вреда».
319. Прочитайте предложения 1-4:Я надел пальто и вышел на улицу. Защитная речь адвоката была блестящей. Мебель в комнате была затейливая, из целостного дерева. Мы готовы предоставить Вам слово. В каких из приведенных ниже предложений неверно употреблены выделенные слова? Замените эти слова, приведя правильные варианты. В чем причина ошибки?
*Неверно употреблены слова в предложениях 1 и 3. Причина ошибки – неправильное использование паронимов: надел – одел, цельного- целостного.Правильные варианты: Я одел пальто и вышел на улицу. Мебель в комнате была затейливая, из цельного дерева.
*Неверно употреблены слова в предложениях 1 и 4 . Причина ошибки – неправильное использование паронимов: надел – одел, представить- предоставить.Правильные варианты: Я одел пальто и вышел на улицу. Мы готовы представить Вам слово.
*Неверно употреблены слова в предложениях 1 и 2. Причина ошибки – неправильное использование паронимов: надел – одел,защитная-защитительная.Правильные варианты: Я одел пальто и вышел на улицу. Защитительная речь адвоката была блестящей.
*Неверно употреблены слова в предложениях 2 и 3. Причина ошибки – неправильное использование паронимов: защитная-защитительная, цельного-целостного.Правильные варианты: Защитительная речь адвоката была блестящей. Мебель в комнате была затейливая, из цельного дерева.
320. Прочитайте слова: «малыши», «кресла», «брюки», «подруги», «корреспонденты», «очки», «волчата», «сёстры». С какими из приведённых слов можно употребить числительное «двое»? Приведите все корректные варианты (в родительном падеже).
*Двое малышей; двое брюк; двое корреспондентов; двое очков, двое волчат.
*Двое малышей; двое подруг; двое корреспондентов; двое волчат.
*Двое брюк; двое корреспондентов; двое очков; двое волчат.
*Двое кресел, двое брюк, двое сестер, двое волчат.
321. Прочитайте текст фрагмента научной статьи Баженова Ю.К., Веснина В.Р. «Предпринимательство: попытка осмысления с современных позиций». Ещё в римском праве предпринимательство рассматривалось как занятие, дело, деятельность, а под предпринимателем подразумевался человек, ведущий общественное строительство. Если обобщить современные высказывания множества авторов о предпринимательстве, то его определение сводится к инициативной деятельности, направленной на организацию ресурсов с целью получения прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг, связанная с риском их потери и имеющая целью извлечение выгоды для лица, ее осуществляющего. Развитие предпринимательства является одной из наиболее обсуждаемых проблем нашего времени. Первым российским автором, исследовавшим предпринимательство, называют И.Т. Посошкова, подготовившего в 1724 г. свой знаменитый труд – «Книгу о скудости и богатстве», который был издан лишь в 1840 году. Восстановите логическую последовательность абзацев текста, пронумерованных от 1 до 4.
*Логическая последовательность абзацев текста – 1, 3, 2, 4.
*Логическая последовательность абзацев текста – 1, 2, 4, 3.
*Логическая последовательность абзацев текста – 3, 4, 1, 2.
322. Прочитайте текст. Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях. Рост дуба продолжается очень долго, лет 150–200 и больше. За это время дуб развивает очень мощную крону. Дуб обладает большой побего-производительной (порослевой) способностью. Определите принадлежность приведенного текста к функциональному стилю. Какие черты данного стиля проявляются в тексте?
*Публицистический стиль, использованы средства выразительности.
*Научный стиль, использована терминология («побего-производительная (порослевая) способность», «почвенные условия»).
*Официально-деловой стиль, использована терминология («побего-производительная (порослевая) способность», «почвенные условия»).
323. Распределите слова на группы с положительной и отрицательной эмоциональной окраской: похождения, подвиги, преступления, деляги, труженики, ограбление, единомышленники, сборище, соучастник, содружество, проделки, сотрудничество.
* Положительная окраска: подвиги, труженики, единомышленники, содружество, сотрудничество.Отрицательная окраска: похождения, преступления, деляги, ограбление, сборище, соучастник, проделки.
*Положительная окраска: подвиги, труженики, единомышленники, деляги, сотрудничество.Отрицательная окраска: похождения, преступления, ограбление, сборище, соучастник, проделки, содружество.
*Положительная окраска: подвиги, труженики, единомышленники, содружество, сотрудничество, проделки.Отрицательная окраска: похождения, преступления, деляги, ограбление, сборище, соучастник.
*Положительная окраска: подвиги, труженики, единомышленники, содружество, сотрудничество, сборище.Отрицательная окраска: похождения, преступления, деляги, ограбление, соучастник, проделки.
324. Ударение в словах «острота», «ирис», «бронированный» зависит от их значения. Выберите предложения (словосочетания), в которых раскрывается лексическое значение этих слов. Проверьте правильность ударения в этих примерах (обозначено заглавными буквами).
*остротА зрения – его острОта не вызвала смеха; ирис является моим любимым цветком – съешь ирИс; бронирОванный танк – бронИрованный билет.
*остротА ума – острОта блюда вызвала слёзы; на картине Ван Гога изображены ирИсы – маленькие Ириски очень вкусные; бронирОванная техника – места были забронИрованы ещё месяц назад.
*остротА ножа – неуместная острОта вызвала недопонимание; простая красота Ирисов – попробуй сливочный ирИс; машина с бронИрованными стёклами – путёвки забронирОваны на ноябрь.
325. Слова «регламент», «утверждение», «гарантировать», часто используемые в деловой речи, относятся к …
*литературной книжной лексике
*литературной разговорной лексике
*профессионализмам
*просторечным словам
326. Проанализируйте предложение: «Вы имеете ко всему этому непосредственное значение, и главная суть происходящего нам ясна». Найдите в предложении нарушения лексических норм русского литературного языка. Какие были допущены ошибки? Запишите предложение, исправленное согласно нормам русского литературного языка.
*Ошибки: нарушение лексической сочетаемости (можно «иметь отношение», а не «иметь значение»), плеоназм («главная суть», слово «главная» – лишнее). Исправленный вариант: Вы имеете ко всему этому непосредственное отношение, и суть происходящего нам ясна.
*Ошибка одна: нарушение лексической сочетаемости (можно «иметь отношение», а не «иметь значение»). Исправленный вариант: Вы имеете ко всему этому непосредственное отношение, и главная суть происходящего нам ясна.
*Ошибка одна: плеоназм («главная суть», слово «главная» – лишнее). Исправленный вариант: Вы имеете ко всему этому непосредственное значение, и суть происходящего нам ясна.
*Ошибка: плеоназм («непосредственное» и «значение», слово «непосредственное» является лишним). Исправленный вариант: Вы имеете ко всему этому значение, и главная суть происходящего нам ясна.
327. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
A.Национальный язык
B.Литературный язык
C.Просторечие
D.Жаргон
E.Территориальный диалект
F. система знаков и способов их соединения, являющаяся средством общения нации
G. образцовый вариант языка, который используется во всех основных сферах общественной жизни: науке, образовании, культуре, сфере общественных отношений и т.д.
H.одна из форм существования языка, служащая средством общения в основном малообразованной части населения
I. одна из форм существования языка, основная функция которой состоит в выражении принадлежности к какой-либо социальной или профессиональной группе посредством употребления специфических слов, форм, оборотов
J.вариант языка, используемый людьми на определенных территориях и отличающийся местными особенностями в области фонетики, лексики, морфологии
328. К просторечию относятся такие слова, как … (укажите 2 варианта ответа)
329. Коммуникативное качество, заключающееся в соответствии речи обстановке, в которой происходит общение, – это …
330. Слова «расходник» (расходный ордер), «безнал» (безналичный расчет), «нал» (наличные деньги), часто используемые в устной деловой речи, относятся к …
*литературной лексике
*сленгу
*профессионализмам
*диалектизмам
331. В предложении «Описание Ивановой не соответствовало действительности» нарушено такое коммуникативное качество, как …
*выразительность
*чистота
*точность
*ясность
332. В предложении «Солнце вращается вокруг Земли» нарушена …
*логичность
*понятийная точность
*предметная точность
*чистота
333. В предложении Это не было позой, это была позиция использованы …
334. … аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами, т.е. знание правил использования языковых единиц в литературной речи
335. Коммуникативное качество речи, которое нарушено в предложении Директор сказал своему заместителю оставить документы у себя, – это …
336. Расположите примеры лексических средств выразительности речи в порядке, соответствующем приведенной ниже схеме (слева направо):
1 график (план работы) – график (художник)
2 представить – предоставить
3 горячий – холодный
4 веселый – радостный
337. В ряду основных аспектов культуры речи выделяют … аспект (укажите 3 варианта ответа)
*литературный
*коммуникативный
*этический
*нормативный
338. Культура речи – это …
раздел языкознания, который занимается проблемами нормализации речи и разрабатывает рекомендации по умелому пользованию языком
339. Слова ейный, теперича относятся к …
340. Установите соответствие нарушенных качеств речи и примеров таких нарушений:
A.Чистота
B.Логичность
C.Уместность
D.Точность
E.Этого пентюха ещё учить и учить...
F.За два дня я влюбился в машину с первого взгляда
G.Уважаемый деканат, прошу восстановить мою зачётку
H.Заглавную роль сыграет молоденькая актриса
341. К признакам литературного языка следует отнести … (укажите 3 варианта ответа)
*полифункциональность
*общеобязательность и кодифицированность норм русского литературного языка
*устную и письменную формы реализации
342. Слова картошка, добряк относятся к …
343. Одна из форм существования языка, служащая средством общения в основном малообразованной части населения, – это …
344. Слова кочет («петух» в южнорусских говорах) и пеун («петух» в северорусских говорах) относятся к …
345. Согласно нормам литературного языка, принятым в условиях официального общения, ударение падает на второй слог в слове…
*Со-бра-ла
*Пре-ми-ро-вать
*(ты)выклю-чишь
*О-бле-гчить
346. Согласно нормам литературного языка, принятым в условиях официального общения, ударение падает на второй слог в слове …
347. Нормы ударения называются … нормами
348. Согласный звук (Н) произносится в слове…
*Дерма(н)тин
*Прете(Н)дент
*Инци(Н)дент
*Преце(Н)дент
349. Согласно нормам литературного языка, принятым в условиях официального общения, ударение падает на первый слог в таких словах, как ... (укажите 2 варианта ответа)
*при-ня-та
*кла-ла*
(он) зво-нит
*бан-ты
350. Установите соответствие между видами ошибок в предложениях и примерами ошибок каждого вида:
A.Смешение паронимов
B.Нарушение нормы сочетаемости слов
C.Плеоназм
D.Ошибка в употреблении фразеологизмов
E.На крутых склонах с каменной почвой тающая снеговая вода сбегает вниз
F.Этому вопросу уделяется большое значение
G.Внутренний интерьер комнаты располагает к отдыху
H.У них всё было шито-крыто белыми нитками, но тогда этого никто не замечал
351. Произношение гласных и согласных звуков регулируют … нормы
352. Правила словоупотребления, т.е. правила употребления слов в тех значениях, которые они имеют в языке, уместность использования слов в той или иной коммуникативной ситуации – это … нормы
353. В предложении «Смех имел немаловажную роль в творчестве писателя» неудачно подобранное слово «имел» можно заменить словом «…»
354. Неверно, что все три слова – … – являются синонимами
355. Нормативными являются согласования прилагательного с несклоняемым существительным в таких конструкциях, как … (укажите 2 варианта ответа)
*военный атташе
*талантливая маэстро
*финская салями
*забавное шимпанзе
356. Установите соответствие между родами в грамматике русского языка и примерами существительных каждого рода
A.Женский род
B.Мужской род
C.Средний род
D. Общий род
E. Авеню
F. МГУ
G. Онтарио
H. Неряха
357. Форма родительного падежа множественного числа существительного … является нормативной (укажите 2 варианта ответа)
*туфель
*татаров
*чулок
*носок
358. Все формы степеней сравнения прилагательных являются нормативными в ряду …
*самый глубокий – глубже – более глубже – глубочайший
*короче – более короткий – самый кратчайший – наиболее короткий
* более смелый – смелее – смелее всех – самый смелый
*высший – самый высокий – наиболее высочайший – выше всех
359. Ошибка в образовании формы числительного допущена в таких конструкциях, как … (укажите 2 варианта ответа)
*с тысячей рублей
* с пятидесятью рублями
* в трёхста метрах
*более полутораста человек