237. Один из видов языковой манипуляции, которая заключается в употреблении слова, выражения или целого высказывания (в том числе и текста большого объема) в смысле, противоречащем буквальному (чаще всего в противоположном) с целью насмешки, – это …238. Определенное количество людей в зале судебного заседания, которые участвуют в рассмотрении дела или интересуются им, – это …239. Основной коммуникативно-смысловой тип текста, отвечающий основной цели общения – коммуникативной, – это …240. Основным принципом … стиля является принцип «истинно/неистинно», который непосредственно связан с доказательной функцией*научного
*делового
*публицистического
241. Особый элемент судебной организации, выступающий одновременно судьей соответствующего звена судебной системы, в связи с чем, осуществляющий процессуальную деятельность по рассмотрению и разрешению конкретных дел, и, в то же время, реализующий ряд организационных полномочий, – это … суда242. Осуществление речи с помощью тактик самопрезентации и неявной самопрезентации, предполагающей отсутствие указания на объект положительной оценки, – это стратегия …*дискредитации
*манипулирования
*повышения собственного статуса
243. Перевод высказываний из нейтральной или высокой сферы общения в сниженную, из официальной – в неофициальную, из неофициальной – в фамильярную, – это прием …*градации
*интимизации
*конкретизации
244. Переход имени собственного в нарицательное, создающее речевую агрессию в результате объединения под одним признаком нескольких лиц, носящих разные имена, и утраты этими лицами своих индивидуальных особенностей, называется …*деономизацией
*окказионализацией
*вещественным доказательством
245. Печатное или устное распространение и объяснение каких-либо идей или учений называется …*проповедью
* пропагандой
*манипулированием
246. Под … дела понимают фактические обстоятельства преступления247. Под бескорыстным служением ближнему понимается …*гуманизм
* альтруизм
*коллективизм
248. Под признанием человека высшей ценностью понимается …* гуманизм
*альтруизм
*коллективизм
249. Показания свидетелей, документы, все то, что удостоверено людьми благодаря тому, что они видели или слышали, – это … доказательства*прямые
*косвенные
* естественные
250. Понятие о должном, содержащее в себе требование обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования в рамках единого социального пространства, называется …*законностью
*уместностью
*справедливостью
251. Прием, который используется в языке художественной литературы для создания художественных образов, через которые раскрывается авторский замысел, в которых воплощается идея произведения, – это … прием* художественный
*конструктивный
*стилистический
252. Приемы в риторике, которые определяют речевую стратегию оратора при обращении к слушателям, – это методы …253. Присяжные заседатели вправе …* вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы
*высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта
*общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела
254. Прокурор принимает участие в рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции в качестве государственного …255. Процесс обоснованного выбора и применения средств композиции – это …*приемы композиции
*композиционный стык
*стилистический прием
256. Процессуальный акт правосудия; решение суда (судьи) о виновности или невиновности подсудимого и назначении ему наказания, либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции, – это …* приговор
*решение
*постановление
257. Психологическое воздействие, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями, называется стратегией …*дискредитации
*манипулирования
*повышения собственного статуса
258. Раздел риторики, в котором рассматриваются приемы построения завершенного высказывания, – это …259. раздел риторики, дающий рекомендации по запоминанию подготовленного текста, – это …*мемория
*инвенция
*элокуция
260. Раздел риторики, ответственный за словесное оформление речи и включающий теорию стиля и теорию фигур, – это …*элокуция
*инвенция
*диспозиция
261. Расположите в верном порядке (от ранее к более позднему) индуктивный (Сократовский) способ рассуждения:1 приступ
2 доказательство или аргумент
3 связь
4 формулировка тезиса
5 заключение
262. Расположите органы государственной власти в хронологическом порядке их возникновения:1 адвокатура
2 судебные органы
3 прокуратура
263. Расположите этапы становления и развития ранней отечественной риторики (от раннего к позднему) в соответствии с представленными произведениями и их авторами:1 «Риторика» Макария
2 «О риторической силе» С. Лихуда
3 «Краткое руководство к красноречию…" М.В.Ломоносова
4 «Правила высшего красноречия» М.М.Сперанского
264. Рассуждение от частных утверждений к общему, вследствие чего вывод не имеет абсолютной доказательной силы, а лишь обладает известной вероятностью, – это …*элокуция
*дедукция
*индукция
265. Режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду, называется … тайной*государственной
*коммерческой
*профессиональной
266. Риторика как учебная дисциплина, ориентированная на изложение общих, неспецифичных для отдельных родов и жанров красноречия риторических понятий, – это … риторика.267. Ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме, – это …268. Система правил или этических принципов, управляющих поведением членов определенного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы), выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества, – это … кодекс269. Система принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном, – это …270. Слово или оборот речи, употребленные в переносном значении для определения предмета или явления на основе какой-либо аналогии, сходства, – это …271. Совпадение концовки предыдущего и начала последующего предложения – это … стык272. Согласно ст. 335 Уголовно-процессуального кодекса РФ, … в суде присяжных начинается вступительным заявлением государственного обвинителя и защитника273. Содержательное … означает, что главная мысль высказывания, его тема, развернута в последовательный ряд взаимосвязанных мыслей274. Создание публичных высказываний, приводящих к согласию и присоединению аудитории, – это … аргументация275. Сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся, – это …276. Социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе, называются …*этическими
* моральными
*нравственными
277. Способ построения воздействующей речи на основе использования рациональных (логических) аргументов – это …278. Способ скрытого психологического воздействия на адресата речи, при котором последний оказывается отсеченным от независимых источников информации, вследствие чего воспринимает информацию некритически, – это …*неориторика
*метариторика
*манипулирование
279. Субъект (слушатель, зритель, читатель, пользователь, посетитель, абонент, публика), принимающий сообщение в каком-либо судебном (медийном, коммуникационном) процессе, называется … (укажите 2 варианта ответа)*реципиентом
*принципиалом
*контрагентом
280. Суд при рассмотрении уголовного дела обязан уведомить прокурора о времени предварительных слушаний за … суток до начала производства281. Суд присяжных в России появился в …*1864 г.
*1929 г.
*2012 г.
282. Судебная риторика как … – это система знаний о законах подготовки и произнесения публичной речи, умение говорить доходчиво, увлекательно, правильно и убедительно*наука
*учебная дисциплина
*научная дисциплина
283. Судебная риторика как … – это систематизированное изложение с учебными целями теоретических основ ораторского искусства в юриспруденции и сведений о его использовании в разных видах профессиональной практической деятельностинаука
учебная дисциплина
научная дисциплина
284. Судебное следствие в суде присяжных начинается …*с напутственного слова председательствующего
vсо вступительного слова председательствующего
*со вступительных заявлений обвинителя и защитника
285. Тактика … выражает оценку действий объекта речевой агрессии, соответственно, языковым маркером этой тактики являются лексические единицы с отрицательной оценкой*обвинения
*обличения
*нанесения обиды
286. Тактика … заключается в негативной истинностной оценке высказывания оппонента, цель которой – обнаруживать и разоблачать обман287. Тактика … применяется в текстах посредством использования собственно инвективной лексики288. Тактика … характеризуется изображением объекта агрессии в недостойном, жалком виде с использованием оценочной лексики*обвинения
*обличения
* нанесения обиды
289. Тип речи, в котором участником является один человек, а характер ее более развернут, грамматически оформлен, логически связан и систематичен, – это … речь290. Умозаключение, представляющее переход от посылок к заключению, опирающееся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок, называется …*дедукцией
*опровержением
*индуктивным методом
291. Умышленное нарушение законов логики и теории аргументации с целью усиления своей собственной позиции в доказывании или дискредитации позиции оппонента – это логические …292. Умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия к кому-либо, умаление его достоинства и авторитета, – это …*насмешки
*дискредитация
*навешивание ярлыка
293. Установите последовательность (от раннего к позднему) этапов речевого акта:1 Созревание мотивов высказывания
2 Восприятие речи и ее понимание перципиентом
3 Обратная связь, новый акт речи
294. Установите последовательность возникновения европейской риторики, в зависимости от представленных характеристик каждого из этапов ее возникновения:1 наличие учителей, которых называли учителями мудрости и красноречия
2 Богословская полемика, ключевой жанр-проповедь;
3 снижение общественного значения ораторской речи, развитие письменных жанров и частной риторики
4 связь с возникновением тоталитарных обществ, с постановкой перед наукой и философией задачи управления массовым сознанием
295. Установите последовательность элементов в структуре аргументации:1тезис
2 аргументы
3 демонстрация
296. Установите последовательность элементов при работе оратора над текстом согласно риторическому канону:1 Инвенция
2 Диспозиция
3 Элокуция
4 Меморио
5 Акцио
6 Рефлексио
297. Установите правильную последовательность в подготовке и реализации речи в зависимости от поставленных вопросов согласно риторическому канону:1 Что сказать?
2 Где сказать?
3 Как сказать?
4 Откуда взять?
5 Чем привлечь внимание?
298. Установите соответствие между видами жалоб и их характеристиками:A. Кассационная жалоба
B. Надзорная жалоба
C. Апелляционная жалоба
D. жалоба на вступившее в законную силу судебное постановление/решение
E. жалоба на вступившее в законную силу судебное постановление, которая подается в суд надзорной инстанции
F. жалоба на не вступившее в законную силу решение суда
299. Установите соответствие между видами красноречия и их характеристиками:A. Судебное красноречие
B. Совещательное красноречие
C. Эпидейктическое красноречие
D. род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан.
E. описывает ситуацию принятия решения относительно чего-то, что произойдет в будущем
F. церемониальный дискурс: речь или письмо, которое восхваляет или обвиняет (кого-то или что-то)
300. Установите соответствие между видами речевой агрессии и их характеристиками:A. Пассивная прямая речевая агрессия
B. Пассивная не прямая речевая агрессия
C. Речевая (вербальная) агрессия
D. отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.
E. обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме.
F. отказ дать определенные словесные объяснения, демонстративное молчание.
301. Установите соответствие между определениями и их характеристиками:A. гармонизирующая и агональная риторика
B. демократический и авторитарный речевой идеал
C. онтологический и релятивистский риторический идеал
D. применяется как один из способов достижения результата в коммуникации
E. применяется к позиции собеседников в коммуникации
F. применяется по отношению к содержанию в коммуникации
302. Установите соответствие между определениями и их характеристиками:A. риторический канон
B. риторический анализ
C. риторический идеал
D. разработанная в классической риторике модель порождения ораторского выступления, прослеживающая весь путь от возникновения темы и осмысления цели, до его выступления перед слушателями.
E. форма критики или внимательного чтения, в которой используются принципы риторики для изучения взаимодействия между текстом, автором и аудиторией.
F. система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему её ценностей – эстетических и этических (нравственных)..
303. Установите соответствие между понятием и характеристиками:A.
логические аргументы оратора
B. психологические аргументы оратора
C. этические аргументы оратора
D. аргументы, обращенные к разуму аудитории, слушателя.
E. аргументы, обращенные к чувствам аудитории, слушателей.
F. доводы оратора, обращенные к нравственным и социальным нормам общества.
304. Установите соответствие между понятиями и их определениями:A. речевая интенция
B. речевое событие
C. речевая ситуация
D. намерение совершить действие с помощью такого инструмента, как язык – речь, т.е. осуществить речевое действие в коммуникативной деятельности, взаимодействии с партнером»
E. основная единица коммуникации, которая включает в себя речевую ситуацию и поток речевого поведения.
F. совокупность участников общения, их речевых поступков (действий) и условий (обстановки), в которых речевое общение протекает..
305. Установите соответствие между понятиями и их определениями:A. Штамп
B. Языковая формула
C. Клише
D. своеобразный шаблон, избитая форма выражения, которая придает речи потускневшую эмоционально-экспрессивную окраску и наносит вред мыслям.
E. определенный языковой стандарт, готовый устойчивый оборот, речевой стереотип, конструктивная единица текста. Например, «довожу до вашего сведения», «принимая во внимание», «на основании изложенного» и т. д.
F. устойчивые языковые обороты, используемые в неизменном виде; наличие их в деловой речи – следствие регламентированности служебных отношений, повторяемости управленческих ситуаций и тематической ограниченности деловой речи
306. Установите соответствие между понятиями и их определениями:A. Лексика
B. Грамматика
C. Синтаксис
D. словарный состав языка, совокупность слов (точнее, лексем) того или иного языка, части языка
E. формальный строй языка, то есть система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, всех видов и способов словопроизводства.
F. раздел лингвистики, в котором изучаются номинативные и коммуникативные языковые единицы: предложение и словосочетание
307. Установите соответствие между понятиями и определениями:A. Гласность
B. Обоснованность
C. Мотивированность
D. Законность
E. политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации
F. умение придать основательность каждому своему выводу, мнению, решению, сроднить их с действительностью, привести в гармонию с последовательностью и правильностью, подружить с понятностью, логичностью и мотивированностью
G. совокупность мотивов (доводов), объясняющих, как фактические обстоятельства дела и доказательства взаимодействуют с нормами права, содержащимися в законодательных, корпоративных актах, а также в договорах
H. политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы
308. Установите соответствие между понятиями и определениями:A. Принцип независимости
B. Принцип самоуправления
C. Презумпция невиновности
D. наиважнейший конституционный принцип, гарантирующий свободу воли судьи при вынесении приговора, абсолютную автономию в принятии решений, наделяющий слово «судить», означающее «понимать, мыслить, заключать», особым правовым смыслом, оправдывающий само существование суда как справедливого беспристрастного арбитра
E. важнейшее начало организации и деятельности адвокатуры, содержание которого состоит в недопустимости создания, управления или ликвидации адвокатских образований по волеизъявлению органов государственной власти, местного самоуправления, а равно любых иных лиц, не являющихся адвокатами.
F. один из основополагающих принципов судопроизводства, заключающийся в том, что лицо считается невиновным, пока его вина в совершенном преступлении не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена вступившим в законную силу приговором суда
309. Установите соответствие между понятиями и определениями:A. Инвенция
B. Элокуция
C. Диспозиция
D. первый этап классической риторики, который связан с выбором и обдумыванием темы текста, отбором фактического материала к нему, определением жанра выступления
E. раздел риторики, в котором рассматриваются приемы построения текста высказывания
F. раздел риторики, изучающий структуру ораторской речи; на этом этапе оратор должен организовать материал, расчленить его и обеспечить определенную последовательность в речи
310. Установите соответствие между понятиями и определениями:A. доводы
B. языковые нормы
C. аргументация
D. способы убеждения, обычно противопоставляемые доказательствам как не имеющие абсолютной доказательной силы, но тем не менее выглядящие достаточно достоверно, убедительно
E. регламентированные правилами варианты произношения, употребления слов, правописания, постановки знаков препинания, словообразования
F. раздел риторики, в котором рассматриваются приемы построения текста высказывания
311. Установите соответствие между понятиями и определениями:A. логос
B. этос
C. пафос
D. идея (содержательная) сторона речи
E. нравственная (этическая) сторона речи
F. средства воздействия на аудиторию (психологическая сторона речи)
312. Установите соответствие между философами-основоположниками риторики и их высказываниями:A. логос
B. этос
C. пафос
D. идея (содержательная) сторона речи
E. нравственная (этическая) сторона речи
F. средства воздействия на аудиторию (психологическая сторона речи)
313. Утверждение (посыл) или группа утверждений (посылов), приводимые в подтверждение (доказательство) другого утверждения (заключения), – это …*тезис
*фабула
*аргумент
314. Утверждение, противоречивое на вид, которое, однако, используется, чтобы продемонстрировать правду, – это …315. Форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности, являющаяся отражением общественного бытия, – это … сознание316. Целью … риторики является создание определенного эмоционального состояния*судебной
*совещательной
*эпидейктической
317. Элемент правовой нормы, содержащий дозволение, предписание или запрет для субъекта, которому адресована правовая норма, – это …318. Этап словесного оформления речи называется …* элокуцией
*рецепцией
*инвенцией
319. Общение, участниками которого являются органы и звенья управления – организации, учреждения, предприятия, должностные лица, работники, – это … общение320. Прочитайте приведенное ниже предложение:– Свобода – не это ли основа равноправия в обществе? Какой метод убеждения применен в данном случае?*триада
*антитеза
*риторический вопрос
321. Прочитайте приведенное ниже предложение:" Не домой, не на суп, а к любимой в гости, две морковинки несу за зелёный хвостик. "Какой метод убеждения применен в данном случае?*метафора
*анафора
* триада
322. Прочитайте приведенное ниже предложение:"– Как же радостны для большинства из нас воспоминания о детстве, не так ли? "Какой метод убеждения применен в данном случае?*триада
*антитеза
*риторический вопрос
323. Прочитайте приведенное ниже предложение: "Что может быть важнее для человека, чем умение любить? "О какой риторической фигуре в данном случае идет речь?*риторический вопрос
*риторическое обращение
*риторическое восклицание
324. Прочитайте приведенное ниже предложение: «Бремя успешного человека сменилось легкомыслием начинающего». Какой метод убеждения применен в данном случае?*триада
*антитеза
*риторический вопрос
325. Прочитайте приведенное ниже предложение: «Все эти вещи падают пред лицом смерти». Какой метод убеждения применен в данном случае?*метафора
*антитеза
*триада
326. Прочитайте приведенное ниже предложение: «Дайте мне волю иль дайте мне смерть». Какой метод убеждения применен в данном случае?*анафора
*антитеза
*метафора
327. Прочитайте приведенное ниже предложение: «Доказательства, говорит Ролен, в слове суть то же, что кости и жилы в теле. Круглость, белизна, живость членов составляют красоту тела, но не силу и твердость» О каком виде риторической аргументации идет речь?*логические аргументы
*аргументы к этосу
*аргументы к человеку
328. Прочитайте приведенное ниже предложение: «Если бы я не отчислился, я бы никогда не записался на тот курс каллиграфии…» Какой метод убеждения применен в данном случае?*триада
*антитеза
*риторический вопрос
329. Прочитайте приведенное ниже предложение:« И теперь, когда вы заканчиваете институт и начинаете заново, я желаю этого вам». Какой метод убеждения применен в данном случае?*триада
*антитеза
*риторический вопрос
330. Прочитайте приведенное ниже предложение: «Иногда жизнь бьет вас по башке кирпичом». Какой метод убеждения применен в данном случае?*метафора
*антитеза
*триада
331. Прочитайте приведенное ниже предложение: «Как бывший мэр этого города, я считаю, что мы можем решить этот кризис, если объединимся». Какой риторический прием применен в данном случае?*логос
*пафос
*этос
332. Прочитайте приведенное ниже предложение: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». О каком виде аргументации речь идет в данном случае?*этические аргументы
*логические аргументы
*психологические аргументы
323. Прочитайте приведенное ниже предложение: «Смерть тогда подошла ко мне ближе всего…»Какой метод убеждения применен в данном случае?*метафора
*антитеза
*триада
324. Прочитайте приведенное ниже предложение: «Странствующий рыцарь без дамы. — это все равно что дерево без листьев, здание без фундамента или же тень без тела, которое ее отбрасывает» О каком виде риторической аргументации идет речь?*логические аргументы
*аргументы к этосу
*аргументы к человеку
325. Прочитайте приведенное ниже предложение: «У вас больше нет причин не идти на зов своего сердца». Какой метод убеждения применен в данном случае?* метафора
*антитеза
*триада
326. Прочитайте приведенное ниже предложение: «Я был отвергнут, но я любил». Какой метод убеждения применен в данном случае?*триада
*антитеза
*риторический вопрос
327. Прочитайте приведенное ниже предложение: «Я освободился и вошел в один из самых креативных периодов своей жизни». Какой метод убеждения применен в данном случае?*метафора
*антитеза
*триада
328. Прочитайте приведенное ниже предложение: Кухарка – вот, кто вас кормит, кухарка – вот, на ком держится мощь страны, кухарка – вот, кто, по-настоящему, управляет государством, кухарка – не это ли звучит гордо?!Какой метод убеждения применен в данном случае?*анафора
*антитеза
*триада